Выдуманные загадки 2 класс

Выдуманные загадки 2 класс


Урок литературного чтения по теме «Литературные загадки. Как придумать загадку?»
2 класс (программа «Школа 2100»)
Цели: познакомить детей с литературными загадками;
— развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся, навыков выразительного чтения;
— воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы урока
— Сегодня мы будем говорить еще об одном жанре устного народного творчества.
— Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
— Отгадайте, о чем идет речь.

Перед сном их пела мама,
Одеялом укрывала,
Чтобы глазки закрывали,
Чтобы мы покрепче спали.
Отгадайте, как зовутся
Песни, что на сон поются? (Колыбельные)
С Колобком и Бармалеем,
С Золушкой и Златовлаской,
С Белоснежкой и Кощеем
Всех нас познакомит… (сказка)
Короткая фраза, где звуки похожи.
Ее мы частенько промолвить не можем.
Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает.
Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка)
Если ее мы вдруг говорим,
Явление метко определим.
В ней поучения нет никакого —
То выражение яркое, слово:
«Зубы, — к примеру, — кладу я на полку».
Только что я произнес… (поговорку)
Это поучение
В фольклоре нам встречается.
В этом изречении
Смысл заключается. (Пословица)
Короткие песенки это, стишки.
Про ладушки, воду иль пирожки,
Про солнышко, мышку или орешки
Нам с детства рассказывают… (потешки)
— Ребята, каким образом вы вспоминали жанры устного народного творчества? (отгадывали загадки)
— О каком жанре устного народного творчества сегодня пойдет речь на уроке? (о загадках)
Работа над новой темой
1. Работа с загадками до чтения.
– Что такое загадка? (Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке)
– О чём бывают загадки?
– Похожи ли загадки на задачи? (Да. Их тоже надо «решить»)
– Зачем люди придумывают загадки? (Придумывать загадки – значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – определять предмет или явление по признакам, действиям и подобию)
– Что можно узнать о наших предках, читая и отгадывая загадки? (Что было интересно нашим предкам)
– На какие две группы (по авторству) можно разделить загадки? (Народные и литературные.)
2. Рассказ учителя о загадках.
– Загадки – это жанр устного народного творчества. В «Толковом словаре» Ожегова сказано, что загадка – изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Загадки возникли в глубокой древности. Их происхождение связано с мифологическими представлениями. Мир тогда казался человеку таинственным, природа – живой, и всё это нашло отражение в загадках. Самая древняя загадка была найдена в Великом Новгороде на берестяной грамоте. С древнейших времен загадки были не только веселой игрой ума и воображения, но порой серьезным испытанием не на жизнь, а на смерть.
В греческом мифе рассказывается об Эдипе, который спас город Фивы от страшного чудовища Сфинкса. Около дороги на Фивы на скале поселился Сфинкс. У него была голова женщины, туловище и лапы льва, птичьи крылья. Всем, кто шел в город, Сфинкс загадывал загадку. Никто из путников не мог отгадать ее, и за это Сфинкс пожирал несчастных. Путники боялись идти в Фивы, не шли туда и купцы с товарами, и город пустел. Эдип решил спасти Фивы. Он пошел к Сфинксу, и тот загадал ему свою загадку: «Кто утром ходит на четырех, днем – на двух, а вечером – на трех ногах?». Эдип ответил: «Это человек. Когда он мал – это утро его жизни, – он ползает на четвереньках, взрослым, то есть днем, он ходит на двух ногах. А в старости, вечером, он ходит с палкой: на трех ногах». Тогда Сфинкс бросился со скалы в море, потому что боги повелели ему умереть, если кто-нибудь отгадает загадку. Дорога на Фивы снова стала свободной.
Раньше на Руси устраивали бои загадок. Участники делились на две группы и по очереди загадывали и отгадывали загадки. Такое состязание называется «стенка на стенку», как в кулачном бою, поэтому и говорили: бой загадок. Предлагаю вам сейчас тоже разгадать загадки (презентация: репа, подсолнух, тыква, арбуз).
Есть литературные загадки, их сочиняют писатели и поэты. С помощью загадок и в древности, и сейчас люди тренируют свой ум.
3. Работа с загадками во время чтения.
— Сейчас вы постараетесь разгадать литературные загадки Б. Заходера (сахар), С. Маршака (утюг) и А. Прокофьева (жук).
(стр. 46-49)
– Какие «подсказки» вы нашли в тексте загадок? Какие слова нам «подсказали», что речь идет о ….
– Какие признаки сахара перечислены в загадке Бориса Заходера?
– С чем сравнивает он первый снег? Какое отличие у мух и снега?
— Какой звук чаще всего использован в загадке? Почему?
– В форме чего они написаны? (В форме стихотворений.)
4. Выразительное чтение загадок.
— Прочтите загадки выразительно (по одной загадке несколько учеников — разбор).
— Устроим соревнование в выразительном чтении загадок, выберем самого лучшего читателя.
(отдельно каждый автор)
– Какая загадка, по вашему мнению, самая трудная? Самая интересная, необычная?
5. Работа в группах.
Игра «Догадливый фотограф».
— Поработаем в группах, каждой группе я раздам авторскую загадку, вы ее прочитаете, нарисуете отгадку. Затем каждая группа защитит свою работу. Проверим, кто же будет самым догадливым фотографом?
Мария Пожарова Александр Шибаев
Есть у меня работники, День за днём идёт кино
Во всём помочь охотники. На экране этом.
Живут не за горой – Солнца, зелени полно
День и ночь со мной: На экране летом.
Целый десяток А зимой – синеет лёд,
Верных ребяток! Снег летит, играя.
(Пальцы) Фильм идёт, идёт, идёт
Без конца и края…
(Окно)
Лев СандлерВстало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трёхглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
(Светофор)
6. Физкультминутка.
Мы ходим ночью, (ходят на месте)
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно (хлопают в ладоши)
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!
— Что же это? (часы)
6. Составление загадок.
— Как правильно придумать загадку?
Обсуждение схемы придумывания загадки:
1) Выбери загадываемый предмет.
2) Запиши все его признаки.
3) Запиши, с каким другим (другими) предметом (предметами) можно сравнить загаданный предмет.
4) Подчеркни общие для предметов признаки.
5) Выбери форму загадки.
— Теперь попробуем сами составить загадку о ромашке. Рассмотрите внимательно картинку с ромашкой.
— На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?
— С чем можно сравнить? (Серединка похожа на солнышко, лепестки – на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку)
— Ваши варианты загадок. (На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами)
— Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.
— А вот какие уже загадки про ромашку составлены:
Стоит в поле кудряшка-
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
Шёл я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Cолнца белые лучи.
(Вывешивается изображения петуха)
— Попробуйте составить одну загадку в группе. Используйте схему. Можно использовать рифмы: поёт – клюёт – встаёт – зовёт.
— Какая группа составила лучшую загадку про петуха? (Определяется загадка-победитель)
7. Чтение собственных загадок.
— Домашним заданием у вас было составление собственных загадок. Давайте послушаем несколько, а остальные загадаем на следующем уроке. У кого получилась самая интересная загадка?
Домашнее задание: выучить любую авторскую загадку наизусть, которой нет в учебнике.
Итог урока
— Что нового узнали на уроке? (Как возникла загадка, как ее использовали древние люди)
– Кого из авторов загадок запомнили?
— Чему учились на уроке? (Учились отгадывать загадки, сами составляли загадку)
– Чем интересно и полезно занятие по составлению загадок?
ВЫВОД: Произведения устного народного творчества – это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки глубоко проникли не только в фольклор, но и в мировую литературу, стали неотъемлемой частью культуры народов мира. Конечно, разгадывание загадок является прежде всего развлечением. Но в то же время загадка – вызов человеческой мысли и весомый мотив для нахождения ответа на нее. Ведь недаром говорят: «Загадка, разгадка да семь верст правды».



Источник: UniverFiles.com


Добавить комментарий