Уроки зентангла

Уроки зентангла

МБОУ СОШ с. Степановка

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

на тему:

6 класс

Шевченко Евгения Юрьевна учитель ИЗО

2017 г.

Технологическая карта урока

Познакомить учащихся с техникой зентагл;

-научить изображать фрагменты при помощи техники зентагл.

Задачи урока

Образовательные

Воспитательные

Развивающие

— формировать знания полученные на уроке;

— сформировать навыки и умения работы в технике зентагл;

— осуществить эстетическое воспитание (чувство прекрасного, стремление к красоте), умение работать в коллективе;

— развить интеллект, общие умения и познавательный интерес.

развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, внимательности, глазомера, улучшение почерка. 

Планируемые результаты

(УУД)

Предметные:

расширяют свои представления о возможностях нетрадиционной техники изобразительного искусства

-использовать выразительные средства изобразительного искусства (контраст, ритм, цвет) для передачи своих ощущений, эмоций, представлений

Личностные:

актуализация сведений из личного жизненного опыта: стили в изобразительном искусстве, стили музыкального произведения

-формировать положительное отношение к современному изобразительному искусству, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания
Метапредметные:

Регулятивные УУД:

определять проблему, цель урока, выдвигать версии решения проблемы

Коммуникативные УУД:

— научатся создавать композицию и публично предъявлять результаты.

-организовывать работу в группе и индивидуально, использовать ИКТ для достижения своих целей.

Познавательные УУД:

умение работать с разными источниками информации: текст, изображение, произведение искусства (изобразительное или музыкальное).

Основное содержание темы (термины, понятия):

Зентангл, дудлинг, релаксация.

Межпредметные связи:

Геометрия, черчение, искусство, музыка.

Ресурсы, оборудование и материалы

ИКТ видеопрезентация (ПРИЛОЖЕНИЕ 1),

Компьютер с выходом в Интернет

Аудиозаписи музыкальных произведений (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Раздаточный материал – иллюстрации (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), ватман с изображением границ коллективной работы и с наклеенным двустороннем скотчем, бумажные заготовки для рисования различной формы (25 штук), канцтовары (булавки, скотч), ножницы.

Оборудование и материалы для учащихся

Гелевая ручка, формат А4,фломастеры, карандаш, клей, макет.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология системно — деятельностного подхода;

Методы активного обучения: проблемный, исследовательский, поисковый.

Методы: вербальный, наглядный.

Эвристическая беседа

ПЛАН УРОКА:

 1.Организационный момент (2 мин)

2..Актуализация опорных знаний. Ознакомление с темой урока. (3 мин)

3. Создание проблемной ситуации. (3 мин)

4. Постановка учебной задачи. (2 мин)

5. Открытие нового знания. Объяснение этапов работы.(5 мин)

6. Практическая работа на эмоциональной основе. (20 мин)

7. Рефлексия учебной деятельности. Обобщение. (3 мин)

6. Завершение урока. Уборка рабочих мест. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

Отвечают на вопросы, обобщают ответы.

Рассматривают представленный зрительный ряд, согласовывают свои действия в соответствии с поставленными вопросами.

Включаются в диалог с учителем

Проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Здравствуйте ребята! А бывает в вашей жизни, чтобы вам было скучно, нечем заняться? Или когда вам плохо, нет настроения? А почерк у всех хороший? А глазомер? А вы любите отдыхать, расслабляться? Отдыхать, так, чтобы это было еще и полезно и доставляло удовольствие? А как вы отдыхаете? У меня есть для вас решение, метод, который поможет вам решить все эти проблемы. То есть снимет стресс, повысит самоуважение, и вы сами сможете делать красивые подарки. Темы урока, может вам знакома? (написать на доске) «Зентангл». Это новая развивающая форма искусства, которая сочетает в себе сразу несколько направлений: это и творчество и удовольствие вместе взятое. Придумали зентангл американцы Рик Робертс и Мария Томас. Произошло это в 2006 году, но уже сегодня Zentangle называют новым орнаментом 21 века!

Любой человек, даже не умеющий рисовать, может попробовать себя в этой технике. Если вы мечтаете начать рисовать, то именно с этой техники может начаться ваша карьера художника!

Давайте посмотрим какие работы можно сделать в этой технике.

Фронтальная

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе поиска ответа на поставленные ???

II.Актуализация опорных знаний

Отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации, анализируют их, делают вывод о том, что называется зентанглом .

Просмотр видео. (2 минуты)

Какие особенности этой техники вы можете выделить?

  1. Рисунок абстрактный.

  2. Выполняется черным цветом на белой бумаге.

  3. Его создание импульсивно. Нет четкой цели.

  4. Его создают не спеша. Каждый штрих аккуратный.

  5. Результат – красивый и праздничный рисунок.

Суть зентангла состоит в создании очень небольших (классический размер – это квадрат 9 х 9 см) рисунков из повторяющихся узоров.

Групповая

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления отличительных признаков

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Вступать в беседу и обсуждение на уроке.

III. Создание проблемной ситуации

Фиксируют затруднение путем проговаривания проблемы вслух.

А хотите проверить, действительно ли правда. Что говорят о этой технике? Действительно ли можно снять стресс, успокоиться в процессе рисования?

Сформулируйте проблему, которую мы сегодня будем решать на уроке.

?:Можете вы сейчас дать полный и обоснованный ответ на данный вопрос?

?:Что нам необходимо сделать, чтобы решить поставленную проблему?

Фронтальная

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Логические: формулирование проблемы.

IV. Постановка учебной задачи

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают версии темы урока. Формулируют цели. Составляют план работы на уроке.

Предлагают способы решения. Перечисляют основные источники информации, с которыми можно поработать на уроке.

Задание будет следующее.

Сегодня мы с вами займемся изображением в технике зентагл. Каждый получает заготовленный заранее многоугольник и самостоятельно разрисовывает его.

Принцип понятен — в основе все тот же орнамент. Сделать его под силу любому. Просто берешь на листке бумаги и вычерчиваешь в произвольном порядке какие-нибудь узоры, а потом просто повторяешь все на весь квадрат! (Вместо традиционного квадрата может выступать любая другая фигура).

Все просто! Бумага, шариковая или гелевая ручка, фломастер или простой карандаш, ластик в последнем случае — вот и все, что вам нужно, чтобы стать художником по зентаглу. Есть и еще одна особенность этого жанра:

Этот способ рисования сравнивают с медитацией. Когда начинаешь рисовать эти узоры, кажется, что время останавливается и ты остаешься один на один с собой и своим творением.

?:Почему возникли затруднения? Чего мы не знаем, что помогло бы нам ответить на поставленную проблему?

Фронтальная

Логические:

построение логической цепи рассуждений.

V. Открытие нового знания

Работают с иллюстрациями, рассматривают узоры.

Предлагает учащимся обратить внимание на иллюстрации с поэтапным рисованием у доски.

Я раздам на каждый стол небольшие памятки с различными видами линий, которые вы можете использовать в своей работе.

По окончании урока, вы своими рисунками должны заполнить этот ватман, каждый свой сектор, и у нас получится праздничная коллективная композиция в технике «зентангл». Старайтесь, чтобы работы были аккуратными, оригинальными и обязательно законченными. Оценивать будете сами себя и друг друга.

Прежде чем начнете, давайте сделаем небольшую Физминутку для глаз, т.к. работа предстоит напряженная. Не вставая с места. Послушайте стишок и повторяйте все своими глазками.

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Крепко зажмурьте глаза, откройте, посмотрите вдаль и на свой рабочий стол. Нашли альбом и карандаш? Ну, все, приступаем!

По окончании урока

анализ обобщение данных источников информации;

систематизация ранее полученных знаний;

формулирование выводов и обощений

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

осознают недостаточность своих знаний.

сотрудничество при формулировании выводов, понятий, определений

VI. Первичное включение знания в систему знаний. Практическая работа на эмоциональной основе

Выполняют работу.

Рисуйте, что придет в голову, когда коснетесь карандашом бумаги – это нельзя сделать неправильно. Старайтесь не пользоваться ластиком. Неудачные моменты можно затемнить.

Запомните, что философия, стоящая у истоков зентангла, это получение удовольствия, ощущение трепета и природности, поэтому, чтобы вам легче было расслабиться, я вам включу музыку.

Музыкальное сопровождение–мелодичная, спокойная, лирическая мелодия.

Индивидуальная помощь учащимся.

(за 5 минут до конца урока остановить работу детей)

Ну, вот, урок скоро закончится, поэтому, завершаем свои работы и вывешиваем на ватман.

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Личностные: самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция впечатлений

Коммуникативные: оценка действий партнера, контроль, коррекция

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Обобщение.

Анализируют результат своей работы.

Проводят самоанализ ощущений, эмоций, впечатлений

Отвечают на поставленные ???

Рассматривают изображения, высказывают свое мнение.

Вывешиваются все работы на ватман у доски.

Предлагаю вернуться к началу урока и вспомнить первый вопрос, который был задан.

Действительно ли все смогут нарисовать в этой технике? И действительно ли можно снять стресс, успокоиться в процессе рисования?

Получилось у всех? А какие работы наиболее лучше получились? Как вы оцениваете свои работы? Староста класса выставит оценки в список.

Какие чувства вы испытывали при рисовании?

Вам понравилось это направление? А где вы сможете применить свои умения?

Вот послушайте достоинства зентангла по результатам опроса.

  • Очень похоже на медитацию

  • Отдых

  • Простой и быстрый способ вернуть внимательность

  • Улучшение сна (если практиковать Zentangle до сна)

  • Повышение самооценки (простые рисунки красивы и многим нравятся)

  • Вдохновение

  • Новые знакомства и поддерживающее сообщество

  • Снятие напряжения

  • Улучшение координации

  • Решение проблем и мозговые штурмы

Все вы молодцы! Большое спасибо вам за участие. Учитесь хорошо и не забывайте использовать полученный опыт на уроке в своей учебной деятельности!

Фронтальная работа

Личностные: смыслообразование

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания

Регулятивные: контроль, анализ, коррекция

Коммуникативные:

участвуют в обсуждении результатов коллективной работы, высказывают суждения о соответствии целей, действий и результатов

VIII. Завершение.

Домашнее задание

Фиксируют домашнее задание

Домашнее задание. Подготовить сообщения о других не традиционных способах рисования.

Можно сфотографироваться с детьми на память.

Социальные: анализируют полученный опыт деятельности

Список используемой литературы:

  1. Бекка Крахул «Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения, удовольствия». — СПб.: Питер, 2014. — 128 с.:

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1999 — 93 с.

  3. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

  4. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 1978. 125 стр.

Используемые сайты:

  1. Nsportal/ru

  2. Ihart/ru ( Радость творчества. Раскраски, дудлинг, зенарт)

  3. Grafistka/com/dudling

  4. Ярмарка мастеров. Взгляд на дудлинг: отличия и сходства.

  5. Megapoisk/com/zentangl

  6. Web-paint/ru/zentangl

  7. Metod-sunduchok/ucoz/ru

  8. Smartprogress/do/goal/155976/

Самоанализ урока.

Проведенный сегодня урок можно проводить согласно программе Неменского вместо темы «Реальность и фантазия в творчестве художника», где согласно программе изучаются выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве, выполняются композиции реальные и с фантазией. В предлагаемой технике можно изобразить прекрасные фантастические рисунки. Также, урок можно использовать и в 7 классе, при изучении темы «Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве» и Истории искусства, Стили и направления в изобразительном искусстве. Особенность рисования в этой технике состоит, что не нужно иметь какой-либо специальной подготовки – почти каждый может использовать его для рисования и творчества.

Класс, я считаю, справился с поставленными задачами. Работы почти завершенные, но принципы рисования в этой технике дети уяснили. При планировании урока, я учла возрастные особенности учащихся, их интересы в современном мире и возможности.

Считаю, что задачу урока я выполнила. Общеобразовательной задачей я считала формирование знаний, умений и навыков работы в технике зентангл – дети знания получили, определенные умения и навыки приобрели. Урок осуществил эстетическое воспитание, привил чувство прекрасного и стремление к красоте вещей и окружающего мира. Урок предполагал развитие интеллекта, творческого мышления, познавательного интереса к декоративному искусству, мелкой моторики рук, внимательности, глазомера, улучшение почерка. При систематическом рисовании в этой технике, по отзывам, эти задачи выполняются.


 Выбранная структура урока является рациональной для решения этих задач, между этапами урока есть логическая связь, и они плавно переходят друг за другом. На уроке использована физминутка для глаз. В течение урока, я контролировала осанку детей и успешность выполнения работы, предлагала свою помощь.

Главный акцент во время урока, я делала на полезности рисования в этой технике. Это и успокаивающий эффект, повышающий собственную самооценку в результате прекрасно выполненной работы, в тоже время, оттачивая штрихи и узоры, вы корректируете зрительно- моторную координацию, которая необходима для рисования, в результате зентангл помогает обрести уверенность в себе. Главное, что должны уяснить учащиеся, это поэтапность в выполнении рисунка, аккуратность, интуитивность работы и знание различных видов линий, узоров, штрихов.

Для раскрытия главного материала, я использовала следующие методы наглядной передачи и зрительного восприятия: рассматривание иллюстраций, видео, презентации, творческих работ; метод степени творческой самостоятельности, стимулирования и мотивации, формирования интереса к учению, создание ситуаций успеха у отстающих, методы контроля и самоконтроля, словесный метод- рассказ, объяснение, беседа, пояснение, советы, поощрения.

Для раскрытия нового материала были выбраны наиболее часто используемые формы работы на уроках ИЗО — комбинированный урок, использование ИКТ. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей: одни учащиеся более полно проявляют себя в тематических заданиях, другие в декоративной работе, третьи в работе с натуры; кто- то любит рисовать графически карандашом, кто-то красками. В данном задании можно сочетать графику с цветом, дети могут выбрать степень сложности рисунка, по своему решить композицию, нет готовых работ, каждая по- своему индивидуальная. В данном случае, так как класс мне не знаком, в основу дифференциации на уроке положено доверие к самостоятельному действию учащихся, убеждение в удачном выполнении задания на уроке, оказание помощи учащимся, чувствующих себя неуверенно, робко.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков, полученных на уроке, осуществлялся методом наблюдения за работой учеников, выставка готовых работ и совместное обсуждение достигнутых целей, самооценка и самоконтроль. Оценивание проводилось по следующим критериям — овладение техникой «Зентангл», степень участия в беседе, опросе, уровень сложности рисунка, аккуратность и качество выполненной работы.

В предложенном кабинете во время урока использовалось мультимедийное оборудование, проектор, доска, ноутбук. Во время урока детям была включена не навязчивая тихая мелодия, имеющая цель наибольшего вдохновения за работой.

С классом я старалась общаться с теплотой, готовностью помочь, доверия, спокойствия и уверенности в успехе. Как учитель не знакомый для ребят, я постаралась максимально войти в доверие учащимся и не дать ребятам расслабиться и выполнить задание. Время старалась использовать рационально, оставляя наибольшую часть для практической работы и обязательного оценивания и подведения итогов урока. В случае, не до конца доделанной работы (а это может иметь место при данной теме), детям предложено закончить работу дома.

Реализовать планы удалось в полной мере, чувствую удовлетворенность. Дети работали активно, не подвели.

Спасибо за внимание!

Введение.

Все дети любят рисовать — ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок — это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный «разговор» со старшими. Рассматривая детские рисунки, взрослые зачастую бывают поражены выразительностью образов, созданных ребенком, хотя, как правило, в этих работах отсутствует так называемая грамотность изображения.

Чтобы ребенок научился творчески мыслить, для этого необходим процесс переживания и сопереживания, чего можно добиться средствами изобразительного искусства, литературы и музыки. Таким образом, педагог должен подходить к организации уроков изобразительного искусства нетрадиционно, творчески, используя, наряду с привычными формами обучения – развивающие методы. Только при нетрадиционной организации процесса обучения достигается одна из важнейших целей уроков изобразительного искусства – развитие воображения, творческих способностей школьников, т.к. именно подобные формы работы стимулируют школьников к творческому добыванию и применению знаний и умений.

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.»

В.А. Сухомлинский

Дополнительно

«Сплетение» это узор, рисуемый ручкой вдоль контуров нити. У одного зентангла может быть или только одно сплетение, или комбинация нескольких разных. Начните рисовать ручкой узор, пришедший вам в голову, опять же – не бывает правильного или неправильного шага во время рисования зентангла. По мере работы держите в уме следующее:

    1. Сплетения должны состоять из самых простых форм. Линия, точка, круг, закорючка или овал – все это применимо.

    2. Можно добавлять сплетениям тени карандашом, для создания большей глубины и визуального интереса. Это не обязательно, но можете делать так, как вам нравится.

Рисунок, выполненный таким способом, не имеет ни верха, ни низа, поэтому законченное произведение можно рассматривать под любым углом и в любом направлении.

Процесс создания зентангла так же важен, как и получившийся результат, который ценится за свою уникальную красоту. Создание зентангла должно твердо придерживаться следующих философских принципов:

    1. Его создание импульсивно. Когда начинаете создавать зентангл, стремитесь не держать в уме конечной цели. В идеале, позвольте формам самостоятельно проявиться по мере рисования.

    2. Его создание неспешно и, кроме того, неожиданно. Каждый штрих должен быть исполнен аккуратно, но без колебаний. Вместо того чтобы стирать выбившиеся из системы линии, художник должен использовать их как основу для новых, неожиданных узоров.

    3. Его создание празднично. Как и медитация, метод зентангла должен дать вам ощущение свободы и оздоровления. Это способ радоваться красоте жизни.[2]

    4. Зентангл безвременен. Не нужно никакой технологии или специальных инструментов. Зентанглы должны соединять тех, кто воплощает их безвременными человеческими стараниями касаний ручки к бумаге.

Поймите разницу между зентанглом и дудлом. Многие создают дудлы – иногда красивые – на полях блокнотов и на кусочках

бумаги. Дудлы обычно создаются во время того, как человек занят чем-то, но мало обращает на это внимание, например, говорит по телефону или сидит на лекции. Хотя лучшие дудлы могут быть похожи на зентанглы, они, на самом деле, сильно разнятся. Вот как:

    1. Метод зентангла требует предельной сосредоточенности. В отличие от дудла, человек, создавая зентангл, отдает ему все свое внимание безраздельно. Зентангл нельзя нарисовать, пока говорите по телефону или слушаете лекцию, потому что сосредоточенность – неотъемлемая часть его художественной формы.

    2. Метод зентангла — это церемония. Так как зентангл заслуживает все внимание художника, его следует создавать в тихом месте, где можно сосредоточиться и духовно настроить себя. Бумага и ручки обязательно

должны быть вы сшего качества, так как зентангл – художественное занятие, которым можно довольно долго наслаждаться.

    1. Зентангл — стиль создания великолепных произведений искусства. Результаты исследований показывают, что он помогает улучшить память, поднять настроение, стимулирует творческие способности, успокаивает при стрессах и способствует умственному расслаблению. Также во время оттачивания и совершенствования узоров , вы корректируете зрительно-моторную координацию, необходимую для рисования и обретаете уверенность в своих силах!

За рубежом рисование в стиле Зентангл практикуется во многих странах. Создаются целые школы с  уникальными методиками и практиками, сертифицируются преподаватели. Это очень интересное, увлекательное и творческое занятие, доступное абсолютно всем, которое не требует специальных навыков и умений художника.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память. Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым.



Источник: infourok.ru


Добавить комментарий