Упражнения для повышения самооценки для школьников

Упражнения для повышения самооценки для школьников

Коррекционная программа по повышению самооценки

Таблица 7.

Этапы коррекционной программы

Этапы

Цели

Время проведения

Формы работы

Кол-во дней

Кол-во часов

1

Организационный

Установление контакта, сплочение коллектива

2

4

Тренинговые упражнения

2

Основной

Повышение уровня самооценки

5

10

Тренинговые упражнения

3

Заключительный

Формирование умений эмоционального контроля

1

2

Беседа (12 рекомендаций по повышению самооценки)

Примечание: Срок проведения коррекционной программы 1 месяц по 2 раза в неделю.

Содержание программы

I этап: Организационный

Для достижения цели данного этапа, а именно установления контакта и сплочение коллектива были предложены следующие упражнения.

День первый:

1. Знакомство.

1. Упражнение «Неужели это я?».

Задание: по кругу передаётся пакет с различными небольшими предметами. Каждый участник достаёт один предмет. Затем участник называет своё имя и пытается найти сходство между доставшимся ему предметом и собой.

2. Упражнение «Уверена на все 100».

Задание: участницы приносят с собой зеркальце. Во время тренинга они становятся в круг. Далее:

1. Друг другу говорят комплименты (по 3 комплимента);

2. Каждая участница говорит всем присутствующим 3 своих качества, за которые её надо любить. Последнее качество (обязательно затронуть внешность) нужно сказать перед зеркалом.

3. Упражнение «Царская семья».

Задание: Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием изобразить «семейный портрет».

1-я подгруппа представляет «царскую семью»;

2-я подгруппа представляет семью всемирно известного ученого;

3-я подгруппа — семью «новых русских»;

4-я подгруппа — семью кинозвезды.

Подгруппы по очереди представляют «семейный портрет». Остальные участники отгадывают, кто на нем изображен. Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость. Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время упражнения?».

4. Рефлексия. «Свечка».

Задание: Женщины садятся в круг, передают свечку друг другу и высказывают мнение о тренинге, рассказывают, что нового они узнали об участницах тренинга. В завершении все аплодируют друг другу и благодарят за проведённый день.

День второй:

1. «Представь друга».

Инструкция: участникам предлагается образовать пары. После этого каждый участник опрашивает своего партнёра в течение нескольких минут, стараясь собрать как можно больше информации о нём. Потом происходит смена ролей в парах.

Для того чтобы лучше структурировать процедуру, ведущий может предложить участникам макет вопросника, который они могут использовать в процессе сбора информации.

После завершения времени на выполнение мероприятия участницы возвращаются в круг, и каждая представляет своего партнёра, рассказывая о том, что ей удалось о нём узнать. По окончанию рассказа, участнице, про которую рассказывали, даётся возможность исправить неточности, добавить или разъяснить некоторые моменты, а также ответить на вопросы, заданные группой.

2. Игра «Комплименты».

Цель: акцентировать внимание участников на своих положительных сторонах, сплочение коллектива.

Необходимое время: 15 минут

Материалы: бумага, ручка для ведущего.

Инструкция: Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника, помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними. Те свойства характера и качества личности, которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату, и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра проводится как конкурс на самого проницательного.

3. Упражнение «Круг».

Инструкция: участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчёлы (что позволяет избежать разговоров). По условному сигналу ведущего, все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подаёт повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеальный круг не удаётся, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показать участникам при обсуждении.

4. Упражнение «Осанка и улыбка».

Инструкция: Царственная осанка и сияющая улыбка, на голове — корона. Научитесь так сидеть, ходить, говорить, вставать, знакомиться, прощаться. Очень короткое задание и очень большая работа. Не расталкивая других — царственно заполнять пространство: собой, своим телом, своим голосом, излучаемым светом и силой энергетики. Самое интересное в этом упражнении — поиск необходимого внутреннего самоощущения.

Представьте, что у вас есть три невидимых друга, которые всегда помогают вам при ходьбе. Один из них легонько подталкивает вас в спину в районе крестца, второй летит на крыльях впереди, где-то на уровне груди, и слегка влечет вас за собой. Третий летит над головой и слегка тянет вверх.

Помните, что идеальное положение тела зависит от идеального положения груди. Сделайте глубокий вдох, на некоторое время задержите дыхание. Медленно выдохните животом, сохраняя положение грудной клетки в положении вдоха. Вот это и есть идеальное положение груди!

На улице — смотрите на третьи этажи и старайтесь оставить взгляд глаз на этом уровне. Так всегда и ходите. Проверьте мимику. Улыбаетесь? Отлично! Правую руку поднимаем над головой, с небес достаем корону и надеваем ее.

II этап: основной

Целью данного этапа является повышение уровня самооценки. Это основной этап коррекционной работы, состоящий из 5 дней, по 2 часа в среднем на каждое занятие.

День первый:

1. Упражнение «Встречные мнения».

Цель: Прояснить взаимные впечатления, способствовать формированию адекватного уровня самоуважения.

Необходимое время: 20 минут

Материалы: бумага, ручки.

Инструкция: группа собирает коллективные мнения об одном из участников, пожелавшем узнать их. А в это время участник, о котором составляется коллективное мнение, уединившись в другой комнате, письменно излагает свои пожелания и предложения, связанные с тем, что напишет о нем сейчас группа.

Коллективное мнение составляется участниками не анонимно, а вслух. Ведущий записывает все, что любой из игроков изрекает вслух про обсуждаемого. Когда коллективное мнение собрано, ведущий записывает весь получившийся текст. При этом участники могут договориться не сообщать основному участнику авторов отдельно взятых реплик. Приглашается тот о ком составлено коллективное мнение. Вошедший зачитывает свой текст, где изложены его ожидания. Затем ведущий зачитывает коллективное мнение. Два текста сопоставляются, и группа обсуждает, насколько ожидания совпали в данном случае с реальностью.

2. Игра «Чемодан».

Необходимое время: 10-15 минут.

Инструкция: участники подписывают свой лист, таким образом, например, «чемодан Петровой Елены». По команде ведущего каждый передает лист своему правому соседу. Его задача положить в «чемодан» какие-либо качество, способность, свойство недостающее владельцу чемодана. Затем этот лист — чемодан он передает своему правому соседу и получает новый от левого.

Таким образом, по кругу, всеми участниками для каждого будет собран целый чемодан. Одно условие: участник, написав, по его мнению, не хватающее качество складывает лист так, чтобы не было видно написанного и осталось место для других «вещей в чемодане». Получив свой чемодан обратно, игроки изучают его содержимое.

3. Упражнение «прекрасный ужасный рисунок».

Задание: Участника делятся на две группы. Каждой даётся по листку бумаги и по одному фломастеру. Первый участник создаёт «прекрасный» рисунок и передаёт его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передаёт следующему человеку, который должен снова сделать рисунок «прекрасным». Так лист проходит весь круг. Рисунок возвращается первому автору.

4. Рефлексия. Каждый высказывает свои впечатления по проведённым упражнениям.

День второй:

1. Упражнение «Снежки».

Материалы: старые газеты или что-то подобное, клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.

Цель игры: разрядить обстановку, наладить контакт.

Инструкция: все участницы берут по большому листку газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участницы делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линии перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось больше мячей.

2. Техника работы с неуверенностью в себе.

Текст: Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в большой комнате с двумя зеркалами на противоположных стенах. В одном из них вы видите свое отражение. Ваш внешний вид, выражение лица, поза — все говорит о крайней степени неуверенности. Вы слышите, как робко и тихо вы произносите слова, а ваш внутренний голос постоянно твердит: «Я хуже всех!» Постарайтесь абсолютно слиться со своим отражением в зеркале и почувствовать полное погружение в болото неуверенности. С каждым вдохом и выдохом усиливайте ощущения страха, тревоги, мнительности. А потом медленно «выйдите» из зеркала и отметьте, как ваш образ становится все более тусклым и, наконец, гаснет совсем. Вы уже никогда не вернетесь к нему.

Медленно повернитесь и всмотритесь в свое отражение в другом зеркале. Вы — уверенный в себе человек! Память подсказывает три ярких события вашей жизни, когда вы были «на коне». Вспомните звуки, образы, запахи, сопровождавшие тогда ваше чувство уверенности. Ваш внутренний голос прорвался наружу: «Я верю в себя! Я уверена в себе!». Красный столбик вашей уверенности поднимается по шкале градусника и с каждым вашим вдохом и выдохом приближается к стоградусной отметке. Каков цвет вашей уверенности? Наполните себя им. Создайте вокруг себя облако уверенности и окружите им свое тело. Добавьте музыку уверенности, запахи. Постарайтесь увидеть символы, образ вашей уверенности и слейтесь с ним. Представьте размашистую надпись золочеными буквами на базальте: «Я уверена в себе!». Представьте себе огромный зал. Вы стоите на сцене, и вам аплодируют десятки тысяч человек. Под конец глубоко вдохните и откройте глаза.

3. Упражнение «Аплодисменты».

Участникам предлагается встать в круг, один из желающих выходит в центр круга, а остальные ему бурно аплодируют. Они продолжают это делать ровно столько, сколько он захочет. Он благодарит группу (говорит спасибо, кланяется и т.д.) и возвращается в круг. После этого выходит следующий участник. И так, по очереди, выходят все участники.

4. Домашнее задание.

Упражнение «Я тебе нравлюсь».

Когда сегодня, завтра будете идти, ехать, встречаться с людьми, ищите глазами приятных людей, которые вам чем-то приглянулись. И очень четко, уверенно, но только про себя, внутри, глядя на них, говорите фразу «Я тебе нравлюсь». Попробуйте. Я хотела сейчас рассказать что будет. Я не буду рассказывать, что будет. Сделайте. Сделайте это сами и опишите свои состояния, как все это будет происходить. Делайте все это и наблюдайте за собой. Заметьте, выбирайте все-таки людей, которые вам нравятся ну или хотя бы более менее нейтральны. Вот, и очень уверенно говорите им про себя, подчеркиваю, внутри, глядя на этих людей, просто проходя мимо глядя, говорите «Я тебе нравлюсь». Можете с разными интонациями, но старайтесь, чтобы эти интонации были уверенные. Поверьте сами в то, что говорите. Поэкспериментируйте. Надеюсь, вам понравится. «

День третий:

1. Упражнение «Обо мне наоборот»

Цель: создание предпосылки к тому чтобы участники тренинга отошли от некоторых привычных самооценок; приобретение нового эмоционального опыта, что может явиться мощным средством изменения самооценки, воздействовать на уровень притязаний, расширять горизонты устремлений участников, менять структуру и содержание внутреннего локуса контроля.

Необходимое время: 30 — 40 минут.

Инструкция: (Данная игра является одним из проявлений идей Ф. Перлса. Здесь используется «горячее кресло»).

Пусть «горячее кресло» занимает участник по имени М. Он получает три типа обратных связей, т.е. сообщений от группы (круги информации). Первый круг информации — это взаимосвязанная система микрорассказов про участника М., посвященная его достоинствам. Члены группы, передавая эстафету рассказывания, друг другу, делятся впечатлениями о достоинствах, о положительных сторонах, о чертах характера и поступках М., способных вызвать восхищение, одобрение, чувство признательности окружающих. Причем члены группы стремятся к тому, чтобы из их рассказов, складывалась целостная картина, взаимосвязанная система качеств М. Вдобавок, принимая эстафету раскатывания, каждый следующий участник старается превзойти предшествующего рассказчика в описании достоинств М. Апофеозом восторга по отношению к обладателю «горячего кресла» разряжается последний из игроков, замыкающий круг, М. слушает все молча.

Второй круг информации организуется таким же образом, но эстафета рассказывания передается в обратном направлении. Только задачей рассказывающих теперь становится описание недостатков, мало привлекательных сторон М., неблаговидных поступков и проявлений с его стороны. И вновь каждый следующий игрок стремится показать более мрачные и негативные черты М.

Третий круг информации может быть условно назван «анти — М.» Рассказ о достоинствах и недостатках, но при этом рассказчики должны придерживаться следующего условия. Имея в виду какое-либо достоинство М., они обязаны рассказывать о нем как о недостатке, и наоборот. Например, все знают М. как молчаливого человека, замкнутого. Следуя заданию, один из участников может сообщить группе о том, что М. известен ему как чрезвычайно разговорчивый, невероятно общительный, открытый человек. И так далее. Закончив третий круг информации, группа предоставляет возможность высказаться участнику, занимающему «горячее кресло».

Для начала участник М. может обойти каждого из присутствующих и выразить свое отношение к нему невербально, с помощью средств тактильного контакта. Здесь же можно использовать мимические и пантомимические средства общения.

2. Упражнение «Мои недостатки».

В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке останется только то, что связано лично с вами.

Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть. С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться. Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

3. Техника «Символ уверенности».

Какой предмет, дерево или животное вы бы захотели сделать символом своей уверенности? Это может быть что угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны…

Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. А затем — слейтесь с ним! Станьте таким же сильным, гибким, мощным и насладитесь этим ощущением.

4. Рефлексия. Каждый высказывает свои впечатления по проведённым упражнениям.

День четвёртый:

1. Упражнение «Конкурс хвастунов».

Участники тренинга садятся в круг, тренер объявляет: «Сегодня мы с вами проведём конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почётно — иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нём есть хорошего, какие добрые поступки он совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс, и выиграет тот, кто найдёт в своём соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого человека интерес к человеку, сидящему рядом и желание найти у него хорошие черты.

2. Медитация «Здравствуй, Я любимый».

Сядьте так, чтобы вам было удобно. Поставьте правую ногу так, что, если бы нога была живая, она могла бы сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня хорошо.». Свою левую ногу поставьте так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть руки лягут спокойно на колени. И правая рука, и левая. Взгляните на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука пусть ляжет спокойно, пусть опустится кисть. И каждый палец почувствует ваше внимание, тепло, заботу. Пройдитесь по ним и погладьте своим вниманием каждый свой палец. Что вы сейчас чувствуете на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого. Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как течет кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась.

«Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, течение теплой крови, покалывание. Кисти стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и эти руки я не поменяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю — воздух выходит из меня. Я рада, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух — и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания ласково и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выражение. Они отпускаются, расслабляются, отдыхают. Это не просто сделать — так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что-либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам, глаза! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Мое лицо. мое лицо — самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает со мной жизненные трудности, — живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Мы всегда вместе. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

И мои труженики — ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим, что они, как лошади, день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.

И все мое тело — спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир переживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого мира — это моя душа. Я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа — это то, что умеет любить, моя душа — это то, что умеет плакать. И даже мои тревоги, мои страхи, вы защищаете меня! Так или иначе, но вы заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.

Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который осторожничает, вычисляет, — спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты всегда бодрствуешь и позволяешь мне видеть и понимать так много в окружающем мире. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.

И мой дух, мой светлый дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня. Как хорошо, что я чувствую тебя! И только с тобой рядом, вместе с тобой я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной — самое главное знание на свете».

Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул — и вы удобно сидите на нем, глубоко вдохните, откройте глаза — и окажитесь здесь.

Вы дышите ровно, дышите спокойно. и возвращайтесь потихоньку сюда.

3. Упражнение «Стул любви».

В центр ставится стул.

Ведущий. Этот стул непростой, это стул любви. Кто первым хочет посидеть на нем и получить от окружающих ласку, тепло и любовь? Садись, Лена, закрой глаза и не открывай, пока я не скажу. А все остальные тихонько подойдите и нежно-нежно погладьте Лену по голове, по спине, погладьте плечи. Лена, открывай глаза и скажи нам, понравился ли тебе «стул любви»?

4. Рефлексия. Каждый высказывает свои впечатления по проведённым упражнениям.

День пятый:

1. Упражнение «Достань звезду».

Ведущий включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Представь себе, что ты стоишь на поляне. Над тобой — темное ночное небо, все усыпанное звездами. Они светят так ярко, что кажутся совсем близко. Поляна залита мягким, нежно-голубым светом. Люди говорят, что, когда звезда падает, нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Еще говорят, что звезду нельзя достать. Но может быть, они просто не пробовали? Найди на небе мысленным взглядом самую яркую звезду. О какой твоей мечте она напоминает? Хорошенько представь себе, чего бы ты хотел. А теперь открой глаза, глубоко вдохни, затаи дыхание и постарайся дотянуться до звезды. Это не просто: тянись изо всех сил, напряги руки, встань на носочки. Так, еще немного, ты уже почти достал ее. Есть! Ура! Выдохни и расслабься, твое счастье в твоих руках! Положи свою звезду перед собой в красивую корзинку. Порадуйся, глядя на нее. Ты сделал что-то очень важное. Теперь можно немного отдохнуть. Закрой глаза. Снова мысленно посмотри на небо. Есть ли там еще звезды, напоминающие тебе о других заветных мечтах? Если есть, то внимательно присмотрись к выбранному светилу. А теперь открой глаза, вдохни и тянись к своей новой цели!»

2. Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты…».

Ведущий рассказывает о том, как важно уметь выражать свои чувства, но порой мы говорим много плохого, и боимся говорить комплименты друг другу. Ведущий предлагает каждому участнику сказать по комплименту своему другу, подруге, передавая при этом клубок нити. Таким образом, по окончании упражнения, вся группа оказывается «сшита» воедино. Это упражнение показывает единение группы.

После упражнения проходит обсуждение, какие чувства испытывали, когда говорили комплименты, и воспринимали их.

3. Упражнение «Декларация собственной самоценности»

Каждой участнице даётся лист бумаги, на котором написано:

«Я — это Я!

Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, — это подлинно моё, потому что именно Я выбрала это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой голос и все слова, которые он может произносить, — вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент, — это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как Я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, творить и действовать. Я имею все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя. Я — это Я, и Я — это замечательно. «

4. Рефлексия занятия «Свободный отчет». Домашнее задание.

В течение месяца постоянно говорите себе: «Я одобряю себя». Говорите это 300-400 раз в день.

Каждое утро подходите к зеркалу и произносите: «Я люблю тебя и принимаю такой, какая ты есть. Что я могу сделать, чтобы ты была счастлива?» или «Я люблю тебя, я действительно люблю тебя», «Ты прекрасна, и я люблю тебя» или просто хвалите себя: «Я такая замечательная, красивая, умная, веселая, приятная во всех отношениях».

Посмотрите в зеркало и скажите: «Я заслуживаю того, чтобы иметь. (или быть.) и принимаю это сейчас». Скажите это себе 2-3 раза.

III этап: заключительный.

Цель данного этапа — формирование умения эмоционального контроля. При помощи полученных в ходе коррекционной работы навыков закрепляются наиболее эффективные способы повышения самооценки. В заключении участникам даются 12 рекомендаций.

12 рекомендаций, которые помогут повысить самооценку:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти. Сравнивайте только себя — сегодняшнюю с собой — вчерашней.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых другие аспектов вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо”. Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного”, вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте комплементы, не принижая свои достоинства.

4. Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя” или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего”. Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно усилен.

5. Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Доминирующая информация влияет на ваши поступки не лучшим образом. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику по утрам, скорее всего весь день вы будете настроены пессимистично. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать позитивные программы, то будете настроены положительно и сможете легко повысить самооценку.

6. Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности растет.

7. Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал, бассейн и т.д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то испытали.

8. Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите, по крайней мере,20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком, важно чаще просматривать его. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы хотите.

9. Начните больше давать другим. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным человеком, а ваши самооценка и настроение повышаются.

10. Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства, если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам радость.

11. Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая самооценка.

12. Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Вы уникальная личность, с огромными возможностями, с огромным потенциалом. По мере того, как ваша самооценка будет расти, ваши истинные способности будут раскрываться. Вы начнете принимать на себя больший риск и не бояться отказа; вы не будете ориентироваться на одобрение других людей; ваши взаимоотношения будут намного полезней как для вас, так и для других; вы будете делать то, что приносит вам радость и удовлетворение. Что наиболее важно, высокая самооценка принесет вам душевное спокойствие, и вы действительно по-настоящему оцените саму себя.

Прежде чем начать коррекционную работу с исследуемыми женщинами, им было предложено ознакомиться с результатами по всем проведённым с ними исследованиям. Так, на коррекционную работу согласились лишь 5 женщин из 30 испытуемых.

Коррекционная работа проводилась по результатам опросника В. Гербачевского. Она заключалась в различных тренингах по поднятию самооценки, которая является немаловажным фактором в успешности женщин, по повышению решительности и силы воли, по раскрытию личностных качеств женщин.

После проделанной коррекционной работы, результаты уровня притязания у женщин улучшились (итоги повторного проведения работы по опроснику Гербечевского). Данные отражены в таблице 8.

Таблица 8.

Сравнительный анализ уровня притязания у 5 женщин, прошедших коррекционную работу

№ п/п

Компоненты мотивационной структуры

Баллы до коррекционной работы

Баллы после коррекционной работы

1

Внутренний мотив

10

15

2

Познавательный мотив

14

18

3

Мотив избегания

17

14

4

Состязательный мотив

13

15

5

Мотив смены деятельности

12

13

6

Мотив самоуважения

15

19

7

Значимость результатов

10

14

8

Сложность задания

8

10

9

Волевое усилие

9

12

10

Оценка уровня достигнутых результатов

11

13

11

Оценка своего потенциала

15

17

12

Намеченный уровень мобилизации усилий

14

16

13

Ожидаемый уровень результатов

9

12

14

Закономерность результатов

9

13

15

Инициативность

12

17

Так, исходя из данных таблицы 8, заметен рост коэффициентов, что говорит, в целом, об улучшении личностных качеств этих 5 женщин, отважившихся на исследование и на коррекционную работу в их поведенческих характеристиках. Их результаты можно сопоставлять с результатами успешных женщин, и будут видны лишь не большие отклонения, чего нельзя было сказать ранее (Таблица 9).

Таблица 9.

Сводная сравнительная таблица уровней притязания 15 успешных женщин и 5 менее успешных женщин, прошедших коррекционную работу

№ п/п

Компоненты мотивационной структуры

Баллы успешных женщин

Баллы после коррекционной работы

1

Внутренний мотив

17

15

2

Познавательный мотив

21

18

3

Мотив избегания

14

14

4

Состязательный мотив

15

15

5

Мотив смены деятельности

14

13

6

Мотив самоуважения

21

19

7

Значимость результатов

15

14

8

Сложность задания

10

10

9

Волевое усилие

15

12

10

Оценка уровня достигнутых результатов

14

13

11

Оценка своего потенциала

21

17

12

Намеченный уровень мобилизации усилий

21

16

13

Ожидаемый уровень результатов

14

12

14

Закономерность результатов

15

13

15

Инициативность

21

17

В целом, анализируя данное исследование можно сделать вывод, что и деловые успешные и менее успешные женщины нуждаются в коррекционной работе в поведении, в образах мыслей, в поступках в различных ситуациях. Деловые женщины в профессиональной деятельности обладают силой воли, высокой границей решительности, что говорит о том, что они очень тверды и быстры в принятии решений, очень контактные люди, они не боятся новых препятствий, легко примиряются с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие. Но нельзя и сбрасывать со счетов и менее успешных женщин, которые работают над собой и хотят добиться успеха. Так, усердие и каждодневная работа над собой дают явный результат и влияние на личностные качества женщин.



Источник: studbooks.net


Добавить комментарий