Тяжелый рюкзак школьника

Тяжелый рюкзак школьника

                          Муниципальное  общеобразовательное учреждение  

                        Кесовогорская средняя общеобразовательная школа

                  Исследовательская работа

Тема:  «Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника»

                                                                                           Выполнили:

                                                                  учащиеся 8  классов

                                                                                    Кафтырева Александра

                                                          Каява Алексей

                                                      Гнусов Егор

                                                             Костерина Ольга

                                                                                     Руководитель:

Смирнова Ольга Васильевна

                                                П. Кесова Гора

                                                  2013 — 2014 г

                                    СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  1. Актуальность …………………………………………
  2. Цели работы …….……………………………………
  3.  Задачи …….…………………………………………..
  4. Объекты исследования ………………………………
  5. Гипотеза ……………………………………………….
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1.  ВЛИЯНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Влияние школьного портфеля на осанку школьника …          
  2. Заболевания,которые возникают вследствие нарушения осанки…………………………………………………………..
  3.  Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес школьного портфеля…………………………………………

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО

ШКОЛЬНИКА НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 2 «А», 5 «А» и 8 «Б»

                                                          КЛАССОВ НАШЕЙ ШКОЛЫ

  1. Исследование состояния здоровья учащихся 2 «А», 5 «А» и 8 «Б» классов……………………………………………..
  2. Исследование  веса портфеля учащихся

2 «А», 5 «А» и 8 «Б» классов……………………………….

  1. Анализ причин, ведущих к превышению допустимого веса портфеля ………………………………………………..

 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЕСА

ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

3.1. Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения

веса портфеля ……………………………………………….

                 3.2.  Рекомендации для учащихся, для родителей, для учителей,

                      для администрации школы ………………………………..

                3.3.   Просветительская работа по данной теме на уроках

                         математики ………………………………………………….

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                              Актуальность

Портфель наш верный спутник на дороге школьной жизни.Школьника невозможно представить без портфеля.Современные ученики  все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами… Однако, нося за плечами тяжелые рюкзаки, российские школьники, оказывается,  грубо нарушают санитарные нормы и портят свою осанку, чем причиняют огромный вред собственному здоровью.

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей.

Проблема нарушений опорно-двигательного аппарата школьников выходит в последние годы на ведущие позиции. Это связано с уменьшением двигательной активности, ухудшением питания, дефицитом массы тела при увеличивающихся умственных нагрузках.Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в  детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место.

Около 40% детей приходит в школу с нарушениями осанки, а за годы учебы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка.Возраст от 8 до 17 лет — самый важный для формирования осанки период жизни, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей, именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьезными дефектами осанки, а количество заболеваний связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.

Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.

Вот почему мы считаем тему исследования « Вес школьного портфеля и его влияние на здоровье школьника» актуальной и заслуживающей внимания.

Цели работы:

Изучить влияние превышающего нормы веса портфеля на здоровье школьника;

Обратить внимание учеников на необходимость контроля веса портфеля с целью сохранения здоровья;

Разработать рекомендации по сниженью веса портфеля.

Задачи:

  1. Изучить данную тему в медицинской литературе.
  2. Доказать влияние тяжёлых портфелей на здоровье школьников.
  3. Проанализировать зависимость веса портфеля и здоровье школьников в нашей школе на примерах 2 «А», 5 «А» и 8 «Б» классов.
  4. Ознакомиться с опытом зарубежных стран по решению данной проблемы.
  5. Разработать рекомендации (памятки) по снижению веса портфеля.
  6. Составить тексты математических задач для ведения просветительской работы по данной теме.

Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования:              ученик и его осанка.

Предмет исследования:             портфель и его вес.

База исследования:                    МОУ Кесовогорская средняя  

                                                        общеобразовательная школа

Методы исследования:сбор информации из различных источников,

                                                             наблюдение, анализ

Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый портфель вредит

       здоровью, а учащиеся не задумываются об этом.

       ГЛАВА 1.   ВЛИЯНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ НА ЗДОРОВЬЕ

                                                ШКОЛЬНИКОВ

1.1.        Влияние школьного портфеля на осанку школьника

Школьные ранцы, напичканные учебниками первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.

  Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы.  

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

 У человека с правильной осанкой стройная, красивая фигура: спина прямая, плечи развёрнуты, голова приподнята, живот втянут. При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты.

Правильная осанка не только делает человека стройным и красивым. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Выработке правильной осанки способствуют утренняя зарядка, подвижные игры, спорт.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. Не последнюю роль в этом играет вес школьного портфеля.Американский педагог Банкрофт  в  своей книге «Осанка школьника» (1867)писал: «Осанку легко испортить переносом тяжелых книг. Придет время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты…».

Специалисты из Института возрастной физиологии РАО утверждают, что ношение школьниками тяжестей может вызвать не только нарушения осанки, но даже вызвать остановку роста.

       Именно поэтому школьникам и их родителям  необходимо предпринять все меры к тому, что бы сохранить здоровье позвоночника, а помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе, и, конечно  же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

  1. Заболевания, которые возникают вследствие

нарушения осанки.

Конечно, неправильная осанка сама по себе не является болезнью, но она создает предпосылки для заболеваний,  как самого позвоночника, так и внутренних органов. Нарушения осанки – это либо состояние, предшествующее болезни, либо последствия уже существующего заболевания. Главной опасностью плохой осанки является то, что человек не ощущает боли или дискомфорта, пока в межпозвонковых дисках не начнутся необратимые изменения.

Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.

Здоровый позвоночник – это залог здоровья всего организма.

Самые распространенные проблемы позвоночника, т.е. неправильная осанка и остеохондроз, являются звеньями одной цепи. А так как нет такой болезни позвоночника, которое не влияет на другие органы и организм в целом, здоровый позвоночник – это залог здоровья всего организма.

Чем грозит нарушение осанки?

Плохая осанка понижает запас прочности всего организма: сердце работает в сдавленной грудной клетке, развернутые вперед плечи и впалая грудь не позволяют легким расправиться в полном объеме, из-за выпяченного живота нарушается нормальное расположение его внутренних органов.

Плоская спина, т.е.  отсутствие физиологической изогнутости позвоночника, усугубленная наличием плоскостопия, вызывает постоянные микротравмы головного мозга, что повышает утомляемость, головные боли, нарушение памяти и внимания.

Последствия нарушения осанки:

  1. визуальные дефекты и нарушения симметрии тела;
  2.  боль в спине;
  3. быстрая утомляемость;
  4. головная боль;
  5. снижение трудоспособности;
  6. ощущение затекания спины;
  7.  ограничения подвижности; в тяжелых случаях – нарушения движений и чувствительности;
  8. нарушения функций легких и сердца;
  9.  иногда – возникновение межпозвоночной грыжи, поддающейся только оперативному лечению.
  1. Санитарные нормы и правила, регламентирующие вес

школьного портфеля.

Год из года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования показывают, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5– 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы.

Для уменьшения нагрузки на ученика введены нормативы на вес рюкзака школьника в различных классах. Для того чтобы эти цифры могли стать реальностью, школам рекомендуется иметь два комплекта учебников: один — выдается на дом для подготовки к урокам, а второй хранится в классе.

Вес школьного портфеля

Класс

Максимально допустимый вес портфеля

1-2-й

Не более 1,5 кг

3-4-й

Не более 2,0 кг

5-6-й

Не более 2,5 кг

7-8-й

Не более 3,5 кг

9-11-й

Не более 4,0 кг

Приведенный выше материал вступает в силу с 1 сентября 2011 года согласно постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москвы «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник.

Он не должен превышать для учащихся:

• 1–4-х классов – 300г;

• 5–6-х классов – 400г;

• 7–8-х классов – 500г;

• 10–11-х классов – 600г.

Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают  вредно воздействовать на здоровье ребёнка.

Считается, что вес школьного портфеля не должен превышать 10 % от веса школьника.

Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20%, давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое 110мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это приведёт к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования. Избыточный вес ранца увеличивает опасность заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Таким образом, здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.

 Вопрос:  в чем мой ребенок будет носить все необходимое для школы, так чтобы это было безопасно для его здоровья – задавал себе каждый родитель. Сегодня в продаже есть ранцы, рюкзаки, папки, сумки, кейсы, дипломаты. Старшеклассники в выборе более свободны, а вот требования к портфелю первоклассника очень жесткие. Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?

Во-первых, для младших классов это обязательно должен быть ранец. Однако, нельзя позволять ребенку носить его на одном плече. Правильно надетый ранец — на оба плеча — позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, благодаря чему он не искривляется, спина ровная, не устает. Если же носить ранец на одном плече или портфель, нагрузка будет ложиться на одну сторону позвоночника. Это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение.

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть лёгкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно ещё и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет, и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

Согласно ГОСТу, школьный (ученический) ранец — это «кожгалантерейное изделие с плечевыми ремнями, предназначенное для переноски учебников, школьно-письменных принадлежностей на спине». Ученический портфель, по тому же ГОСТу, плечевых ремней (лямок) не имеет и должен носиться в руке. Именно из-за этого ортопеды и не рекомендуют покупать его детям. Постоянная переноска тяжестей в руке может привести к сколиозу и другим проблемам с позвоночником (по этой же причине нельзя позволять детям носить ранцы в руке или на одной лямке).

Разница между ранцем и рюкзаком — в том что, у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца. Твердая спинка не позволяет содержимому давить на спину ребенка. Кроме того, благодаря твердым стенкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжелые предметы ближе к спине, легкие — спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жесткий корпус сбережет содержимое ранца в случае, если ребенок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нем с горки.

Выбирая школьный ранец, родители нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену. Разумеется, все это важно, но на здоровье и безопасность детей влияет другое — вес ранца, наличие ортопедической спинки и светоотражающих элементов.

Ортопедическая спинка повторяет естественный изгиб позвоночника и поэтому не вредит, а наоборот, помогает формированию правильной осанки. В нижней части спинки должен находиться поясничный упор — небольшой валик, на который при правильном ношении ранца будет приходиться основная нагрузка. Сама спинка — быть жесткой, но при этом иметь мягкую подкладку, чтобы ребенку было комфортно носить ранец. Такая же подкладка должна быть у лямок, иначе они будут врезаться в плечи. Лямки обязательно должны регулироваться по длине (это требование прописано в ГОСТе) и не растягиваться, поскольку только с их помощью можно правильно расположить ранец на спине. Лучше, если регулирующие пряжки имеются не только в нижней, но и в верхней части лямок. Такая конструкция помогает добиться того, чтобы ранец плотно прилегал к спине ребенка. Оптимальная ширина лямок — 4-5 см.

Подкладки на спинке и лямках чаще всего обиты сетчатой «вентилируемой» тканью, благодаря которой спина ребенка не потеет. В некоторых моделях спинка полностью пластиковая, и функцию «вентилятора» выполняют специальные борозды, нанесенные на нее.

Светоотражающие элементы. Не все родители понимают их важность, но именно светоотражающие элементы и яркая окраска ранцев делают детей заметнее на дороге. Согласно ГОСТу, в школьных ранцах «должны использоваться детали из материалов контрастных цветов, отделочные детали и фурнитура со светоотражающими элементами». Правила дорожного движения рекомендуют всем пешеходам при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости «иметь при себе предметы со светоотражающими элементами».

При выборе ранца необходимо удостовериться, что светоотражатели имеются со всех сторон: спереди, на боках и на лямках. Некоторые производители также используют ткань со светоотражающей нитью и замки со встроенными светоотражателями. Кроме того, в дизайне ранца должны использоваться флуоресцентные материалы, делающие ребенка заметнее в светлое время суток. Самые броские и, следовательно, заметные для водителей, цвета — желтый и оранжевый.

Итак, у нас в руках ранец с ортопедической спинкой, который легче 1 кг и со всех сторон обвешан светоотражателями? Отлично! Теперь можно обратить внимание на материал, фурнитуру и другие показатели качества. Вот что отличает действительно качественный школьный ранец:

Ткань легкая, прочная и водонепроницаемая (нейлон или полиэстер). Рисунок с нее не стирается и не смывается. Ранцы некоторых производителей можно даже мыть

Швы и канты, прочные и тщательно обработанные (это исключает возможность того, что ребенок порежется). Пластиковые детали — гладкие, без сколов или заусенцев

Замки и молнии — удобные и надежные, их легко открыть не только вам, но и вашему ребенку. Корпус с укрепленными углами — они увеличивают прочность ранца. Клапаны надежно защищают наружные карманы, молнии и внутреннее отделение от дождя и снега, несколько наружных карманов и удобное внутреннее отделение. Во внутреннем отделении — еще несколько отсеков и карманов, позволяющих правильно расположить в ранце все необходимое. Водонепроницаемое дно из пластика (или дно с пластиковыми ножками-упорами). Благодаря чему ранец можно смело ставить на землю, в снег и даже в лужу.

Примерка ранца

После того, как мы нашли ранец, отвечающий всем этим требованиям, надо его примерить. Конечно, сделать ребенку сюрприз не получится, зато мы будем уверены, что ранец подойдет. Во время примерки нужно обратить внимание на следующее:

  • ширина ранца должна быть примерно равна ширине плеч ребенка;
  • верхний край ранца и плечи ребенка должны быть на одной высоте;
  • нижний край ранца должен располагаться на уровне поясницы;
  • ранец должен плотно прилегать к спине ребенка.

Проверить, можно ли, регулируя длину лямок, добиться такого положения ранца на спине у ребенка — оно является оптимальным. При этом учитывать, что ребенку придется носить ранец и в рубашке, и в куртке, и в пуховике.

Если ранец сидит неправильно или существенно шире плеч, попробовать примерить другую модель. Не стоит покупать ранец «на вырост»: ребенку будет неудобно, а исправить испорченную в детстве осанку очень сложно.

Идеальный школьный ранец — тот, что нравится не только родителям, но и ребенку. То есть не только качественный, надежный, безопасный, но и привлекательный с точки зрения дизайна. Идеал в данном случае вполне достижим, надо только ответственно подойти к процессу выбора.

Сейчас в наших магазинах можно найти ранцы самого разнообразного дизайна. С героями популярных мультфильмов, с котятами и щенками, с автомобилями и футбольными мячами — для мальчиков, с принцессами, куклами и цветами — для девочек. Выбирая ранец, думайте не только о его удобстве и качестве, но и о том, нравится ли он ребенку. Часто одна и та же модель выпускается сразу в нескольких дизайнах — определитесь с ней и предоставьте ребенку выбирать расцветку.

Таким образом, хороший школьный ранец

  • весит менее 1 кг
  • с ортопедической спинкой и регулируемыми лямками
  • со светоотражателями спереди, на боках и лямках
  • из прочной водоотталкивающей ткани
  • с прочными швами и кантами
  • с клапанами от дождя и снега
  • с удобными замками и молниями
  • с укрепленными углами и пластиковым дном
  • с удобными карманами и вместительным внутренним отделением
  • хорошо сохранять форму, иначе тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.
  • с надежными, но не очень тугими застежками: чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой — были по силам слабым детским ручкам
  • с удобной крепкой ручкой.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ СОВРЕМЕННОГОШКОЛЬНИКА

НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ 2 «А», 5 «А» и 8 «Б» КЛАССОВ НАШЕЙ ШКОЛЫ

Нами было проведено исследование состояния здоровья и фактического веса портфеля во 2 «А», 5 «А» и 8 «Б» классов. В исследовании приняли участие 70 человек, из 2 «А» класса  – 28 человек, из  5 «А» класса – 21 человек, из  8 «Б» класса — 21 человека.

                                          План исследования.

  1. Узнать у медицинских работников детской консультации информацию состояния опорно–двигательного аппарата, в частности об осанке, ребят, принимающих участие в исследовании.
  2. Узнать у медицинских работников вес учащихся этих классов.
  3. Вычислить «безопасный» вес портфеля для каждого ученика.
  4. Взвесить портфели учащихся со школьными принадлежностями.
  5. Сравнить «безопасный» вес портфеля и фактический вес портфеля.
  6. Выявить причины превышения «безопасного» веса портфеля.
  7. Взвесить портфели без школьных принадлежностей.
  8. Анкетирование учащихся.
  9. Разработка памяток.
  10. Просветительская работа по данной теме, в том числе и на уроках.

               2.1.          Исследование состояния здоровья учащихся

  1. «А», 5 «А» и 8 «Б» классов

1.Проанализировав личные карточки учеников совместно с медицинскими работниками детской консультации. Мы убедились, что проблема с опорно-двигательным аппаратом у нас в школе существует, и есть случаи нарушения осанки.

Таблица 1.                              Заболевания О.Д.А.

Класс

     Количество учащихся с

     заболеваниями О.Д.А.

% от общего числа учащихся

2 «А»

              8 человек

                29 %

5 «А»

    8  человек

38  %

8 «Б»

            10 человек

               48 %

2.Выяснили у медицинских работников вес учащихся этих классов. Данные в таблицах 2.3,4.

2.2. Исследование  веса портфеля учащихся 2 «А», 5 «А» и 8 «Б»

классов

1.Медики утверждают, что «безопасный» вес портфеля составляет 10 % от массы тела ученика. По формуле БВ = ВУ ∙ 0,1, где БВ – «безопасный» вес портфеля, а ВУ – вес ученика, вычислили «безопасный»  вес портфеля для каждого ученика и данные разместили в таблицах 2, 3, 4.

2.Изучилирасписание уроков учащихся. Пришли к выводу, что вес портфеля во 2 классе примерно одинаков во все учебные дни.  (3 учебника + книга для чтения).   В портфеле учащихся 5 «А» класса всегда 4 учебника, в пятницу – 3.

В 8 «Б» классе количество учебников в портфеле учащихся распределено не равномерно. 3 учебных дня по 6 учебников  и 4 дня по 4 учебника. Взвешивали портфели в дни с максимальным весом портфеля. Данные разместили в таблицах 2. 3, 4.

Таблица 2.               Результаты исследований во 2 «А» классе.

Ф.И.ученика

вес ученика

«безопасный» вес портфеля

реальный вес

портфеля

вес пустого портфеля

1

Антонова А.

30 кг

3 кг

3,25 кг

0,75 кг

2

Батракова А.

25 кг

2,5 кг

2,5 кг

0,9 кг

3

Грибова А.

23 кг

2,3 кг

3 кг

1 кг

4

Грошева К.

26 кг

2,6 кг

.2,9  кг

1 кг

5

Дарханбаев

26 кг

2,6 кг

2,5 кг

0,9 кг

6

Дмитриева В

24 кг

2,4 кг

3,5 кг

1.25 кг

7

Золотарёва А

24 кг

2,4 кг

3,1 кг

0,9 кг

8

Кирьянов С.

27,4 кг

2,74 кг

2.75 кг

1 кг

9

Клёмина П.

26 кг

2,6 кг

3 кг

1,5 кг

10

Кудряшов Г.

40 кг

4 кг

3.5 кг

1,5 кг

11

Кузнецова Е.

49,5 кг

4,95 кг

4 кг

1,25 кг

12

Маяков Мат.

26 кг

2,6 кг

3,25 кг

1 кг

13

Мельникова

26 кг

2,6 кг

4,5 кг

0,6 кг

14

Морозов Ил.

34 кг

3,4 кг

2,25 кг

0,75 кг

15

Пантелеева Т

26 кг

2,6 кг

3,5 кг

0,5 кг

16

Покатило М.

30 кг

3 кг

2,8 кг

1,75 кг

17

Русаков А.

46,9 кг

4,69 кг

4 кг

1 кг

18

Сальникова

28.5 кг

2.85 кг

2,75 кг

1,25 кг

19

Самолётов Е.

27 кг

2.7 кг

3 кг

1,25 кг

20

Семёнова Е.

29,5 кг

2,95 кг

4,4 кг

1 кг

21

Уточкина Т.

20 кг

2 кг

2,75 кг

0,75 кг

22

Хенина Ел.

24 кг

2,4 кг

2,25кг

0,5 кг

23

Хенина Ол.

23 кг

2,3 кг

2,5 кг

0.5 кг

24

Ходак Дарья

28 кг

2,8 кг

3,6 кг

1 кг

25

Ходак Денис

27 кг

2,7 кг

3 кг

0,75 кг

26

Цыганков И.

34 кг

3,4 кг

4 кг

1,5 кг

27

Юрив Алина

24 кг

2,4 кг

3 кг

0,9 кг

28

Дерябин Ар.

29 кг

2,9 кг

2,9 кг

1,2 кг

Таблица 3.               Результаты исследований в 5 «А» классе.

Ф.И. ученика

вес ученика

«безопасный» вес портфеля

реальный вес

портфеля

вес пустого портфеля

1.

Богданов Ал.

35 кг

3,5 кг

4,25 кг

1,5 кг

2

Борисова Вик.

43 кг

4,3 кг

4,2 кг

0,75 кг

3

Вышемирский

38,6 кг

3,86 кг

4,75 кг

0,5 кг

4

Дубов Дмитр.

32 кг

3,2 кг

4,25 кг

0,8 кг

5

Знаменева Кс.

38 кг

3,8 кг

4,25 кг

0,7 кг

6

Колесников Гл.

33 кг

3,3 кг

4,4 кг

0,5 кг

7

Кузнецов Иван

38 кг

3,8 кг

3 кг

0,5 кг

8

Курина Юлия

35 кг

3,5 кг

3,5 кг

0,5 кг

9

Маркелов Ник.

42.9 кг

4.29 кг

4 кг

0,9 кг

10

Меркулов Мак.

41 кг

4.1 кг

3,5 кг

0.6 кг

11

Попова Екатер.

27 кг

2,7 кг

3,5 кг

0,5 кг

12

Рахматулин В.

32 кг

3,2 кг

3.5 кг

1 кг

13

Рыжова София

47.7 кг

4.77 кг

4.1 кг

1 кг

14

Семтюлин Дан.

46 кг

4,6 кг

3 кг

0,75 кг

15

Ситников Дан.

31 кг

3,1 кг

3 кг

0,8 кг

16

Соколов Антон

33 кг

3.3 кг

4 кг

1,5 кг

17

Сосни Иван

50 кг

5 кг

3,5 кг

1 кг

18

Федорцова Ан.

41 кг

4,1 кг

3,5 кг

0.5кг

19

Фокин Данила

33 кг

3.3 кг

3.5 кг

1 кг

20

Шалушкина С.

38 кг

3,8 кг

4,3 кг

1 кг

21

Ягунова Дарья

28 кг

2,8 кг

3,5 кг

0,6 кг

Таблица 4.               Результаты исследований в 8 «Б» классе.

Ф.И. ученика

вес ученика

«безопасный» вес портфеля

реальный вес

портфеля

вес пустого портфеля

1.

Алексеев Влад

56  кг

5,6  кг

4,5 кг

1,5 кг

2

Вихарева Юл.

59 кг

5,9 кг

2,5 кг

1 кг

3

ДовжукЕкат.

57  кг

5.7 кг

2,5 кг

0,6 кг

4

Зудилова Ел.

50 кг

5 кг

4,25 кг

0,8 кг

5

Иванов Даня

46 кг

4,6 кг

3,5 кг

1 кг

6

Казакова Вика

68 кг

6,8 кг

4,5 кг

0,5 кг

7

Кафтырева Ал.

49.4 кг

4.94 кг

5.5 кг

0,5 кг

8

Каява Алексей

49 кг

4.9 кг

4,5 кг

0,6 кг

9

Козликов Дан.

59 кг

5.9 кг

4 кг

0,3 кг

10

Королькова К.

45 кг

4.5 кг

3 кг

0.6 кг

11

Костерина Ол.

54 кг

5,4 кг

3,5 кг

0,8 кг

12

Кулыгина Св.

67 кг

6.7 кг

3 кг

0,6 кг

13

Мамаев Арт.

63,8 кг

6,38 кг

3,5 кг

1,2 кг

14

Мучкина Дарья

56 кг

5,6 кг

4 кг

1.1 кг

15

Никитин Пав.

48.5 кг

4.85 кг

2 кг

0,8 кг

16

Патрошкина В.

56 кг

5,6 кг

2,5 кг

0.8 кг

17

Померанцев О.

44,5 кг

4,45 кг

3,5 кг

0,8 кг

18

Смирнова Ол.

75.6 кг

7.56 кг

3 кг

0,6кг

19

Смирнова Пол.

56 кг

5,6 кг

2 кг

0,8 кг

20

Хенина Тат.

64 кг

6,4 кг

2,5 кг

1 кг

21

Шевченко Ал.

54,6 кг

5,46кг

3 кг

0,7 кг

Сравнивая данные реального веса портфеля с «безопасным» весом,  пришли к выводу, что острей всего  проблема «лишнего веса» выражена во 2 классе.

Сравнительные данные представлены в таблице 5.

Таблица 5.  Сравнение веса портфеля.

класс

Вес больше «безопасного»

На уровне «безопасного»

Меньше «безопасного»

2 «А»

16 человек

6 человек

6 человек

5 «А»

11 человек

3 человека

6 человек

8 «Б»

1 человек

1 человек

19 человек

2.3.        Анализ причин, ведущих к превышению допустимого веса

портфеля

Проведённые исследования показали, что больше, чем у половины учащихся в каждом исследуемом классе реальный вес портфеля превышает «безопасный» вес портфеля, а это оказывает негативное влияние на здоровье школьников. Мы стали выяснять причины, ведущие к перегрузке школьного портфеля.  Вo- первых, мы обратили внимание на вес пустого портфеля. У многих учеников он превышал допустимые нормы.  Медики утверждают, что вес пустого портфеля не должен быть больше 1 кг. Многие ребята, а так же их родители, не задумываются об этом и не обращают на это внимание при покупке портфеля. Среди учащихся, принимающих участие в исследовании,  мы провели анкетирование. Вопросы анкеты находятся в приложении 1.

Таблица 6.                    Вес пустого портфеля.

Класс

Кол-во учащихся, у  которых вес пустого портфеля больше нормы

Кол-во учащихся, которые обращают внимание на вес портфеля при покупке

2 «А» класс

5 «А» класс

2 человека

8 человек

8 «Б» класс

3 человека

3 человека

Исследование показало, что не многие учащиеся при покупке обращают внимание на вес портфеля. Здесь ведущая роль отводится декоративным качествам: цвету, рисунку, наличию карманов, декоративным замкам. Хотя для здоровья школьников это не имеет никакого значения. Для сохранения здоровья при покупке портфеля следует обращать внимание на жёсткость спинки и на вес.

Какой портфель предпочитают школьники?

Медики утверждают, что самыми безопасными для здоровья учащихся являются ранцы и рюкзаки, так как нагрузка распределяется равномерно на оба плеча, и если рюкзак или ранец подобраны правильно, то не происходит особого давления на спину, а в частности на позвоночник. Сумка на одной лямке или портфель, переносимый в руке, также может быть причиной искривления позвоночника из-за неравномерности нагрузки. Это может повлечь за собой развитие заболеваний позвоночника у большинства опрошенных ребят.Какой портфель предпочитают школьники? Ответы на эти вопросы размещены в таблице 7.

Таблице 7.

класс

Портфель

Ранец

Рюкзак

Сумка

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2 «А»

0

0

28

100

0

0

0

0

5 «А»

1

5

16

76

1

5

3

14

8 «Б»

0

0

4

19

6

29

10

48

Исследования показали, что у 100% второклассников портфель выбран правильно,  в 5 классе у 81% учащихся выбран правильный портфель, а в 8 классе только 10% учеников предпочитают «правильные» портфели. Это, по нашему мнению, связано с тем, что в младшем возрасте дети при покупке портфеля слушают родителей, а чем старше возраст, тем меньше учитывается мнение родителей при покупке портфеля. На первый план выходят декоративные качества, а на здоровье сбережение учащиеся старших классов не обращают внимания.

Результаты анкетирования  подтвердили наши предположения, они размещены в таблице 8.

Таблица 8.  Кто выбирает портфель при покупке?

класс

Сам

Сам с родителями

родители

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2 «А»

0

0

28

100

0

0

5 «А»

2

10

14

67

5

23

8 «Б»

11

52

10

48

0

0

Результаты исследования показали, что большинство учащихся считают вес своего портфеля нормальным, даже если сравнительное исследование показало, что реальный вес портфеля намного больше «безопасного» веса. Это подтверждает нашу гипотезу,что учащиеся, а в большинстве случаев и взрослые,не задумываются о том, что чрезмерный вес портфеля вредит  здоровью. Данные анкетирования по этому вопросу представлены в таблице 9.

Таблица  9.    Каким считают свой портфель учащиеся?

класс

Тяжёлым

Лёгким

Слишком тяжёлым

нормальным

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2 «А»

6

21

0

0

4

14

18

65

5 «А»

4

19

0

0

1

5

16

76

8 «Б»

5

23

0

0

4

19

12

57

Как же бороться с излишним весом портфеля? Может быть носить не все учебники и нужные пинадлежности? Мнение учащихся по этому вопросу представлено в таблице 10.

Таблица 10.     Всегда ли Вы носите все необходимые принадлежност?

класс

всегда

нет

иногда

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2 «А»

28

100

0

0

0

0

5 «А»

15

71

0

0

6

29

8 «Б»

6

29

11

52

4

19

Исследования данного вопроса показали. Что чем младше дети, тем ответственнее они относятся к своим обязанностям ученика и носят регулярно все необходимые принадлежности для процесса обучения. С возрастом дети начинают «хитрить» и менее дисциплинированно относятся к своим обязанностям.

Но ведь ученик обязан быть дисциплинированным, у него всё необходимое всегда должно быть с собой, но это не должно причинять вред его здоровью.

Пытаясь решить эту проблему, мы изучили опыт зарубежных стран по данному вопросу. Учли мнения учащихся, высказанные в анкетах и, на основании этого, разработали ряд рекомендаций, которые, на наш взгляд, помогут решить данную проблему.  Приложения 2 -5.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ВЕСА

ПОРТФЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

               3.1.  Опыт зарубежных стран в решении проблемы снижения

веса портфеля

Указанная проблема стоит не только в нашей стране. Например, в августе 1996 г. министерство образования Австрии приняло решение об ограничении максимального веса школьных портфелей до 10 % от веса тела школьника.

На Тайване уже создали 10-дюймовый планшетный ПК, который имеет массу чуть более килограмма.

О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.

В Америке уже давно нашли выход в двойном комплекте учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.

Школьные рюкзаки, без которых невозможно представить современных российских учеников, во многих штатах Америки запрещены. Калифорнийский закон предусматривает приличных размеров штрафы родителям и школам за ношение рюкзаков, которые могут спровоцировать искривление позвоночника. Тамошние школьники должны пользоваться исключительно сумками на колесиках. Российские врачи не так категоричны, считается, что правильно подобранный рюкзак или портфель не только не испортит, но, наоборот, сформирует хорошую осанку.

В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.

В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. Рассматривается вариант разделения учебника по четвертям. У этого решения есть свои сторонники и противники. Вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших средств, да и ученику будет трудно заглянуть в тот материал, который уже пройден или еще предстоит пройти (если не носить с собой все четыре части учебника).

Если присмотреться к мировому опыту, то становится понятно, что мы, как всегда, безнадежно отстали. В западных странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают даже от пуль. А в Японии родители покупают своим детям портфели с GPS-навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений. Возможно, в скором времени у наших школьников вместо учебников появятся ноутбуки, может быть все останется по-старому. Нам остается только ждать.

        3.2.     Рекомендации для учащихся, для родителей, для учителей,

                                         для администрации школы

На основании проведенного практического исследования мы сформулировали некоторые предложения, советы и рекомендации, адресованные всем участникам образовательного процесса.

Вот какие рекомендации дали ученики начального звена:

1.Оставлять  все учебники в школе.

2. Не брать пенал.

3. Не носить игрушки.

Старшеклассники предлагали:

1.Договариваться  с товарищем по парте, носить учебники по очереди.

2. Чтобы школа закупила второй комплект учебников.

3. Переходить на электронные носители информации.

Рекомендации  педагогам и администрации школы:

  1. Изыскать возможность в классах для хранения альбомов для рисования, красок, принадлежностей для технологии и других дополнительных средств обучения, а также сменной обуви и спортивной одежды.
  2. Использовать только те учебники и учебные пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
  3. При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов. ( Нагрузка должна быть равномерной в различные дни недели).
  4. Разрешить детям использование одного учебника на парту.
  5. Разрешить использование электронных книг.

Советы родителям учащихся:

  1. Ежедневно помогайте ребятам (особенно обучающимся в начальной школе) правильно собирать ранец согласно расписанию, следите, чтобы в нём не было лишних вещей.
  2. Тетради и дневники покупайте не в тяжёлых картонных ламинированных, а в облегчённых обложках (в том числе и сам ранец, вес которого в граммах не должен превышать 600г. – 700г. в зависимости от возраста школьников).
  3. Не покупать тяжёлые портфели, помнить, что вес пустого портфеля не должен превышать 1 кг

Рекомендации учащимся:

  1. Научитесь правильно собирать ранец (Более тяжёлые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине).
  2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебники.
  3. При покупке ранца предпочтение отдавайте здоровье сберегающим моментам, а не декоративным.  Приложение 2.
  4. Если есть возможность, использовать второй комплект учебников, который будет храниться в школе.
  5. Электронные «игрушки» использовать не только как развлечение на переменах, а как электронную книгу.

У нас есть уверенность, что соблюдение и выполнение всех рекомендаций, советов и предложений в комплексе позволит избежать нагрузки на руки, спины и плечи школьников

                3.3.   Просветительская работа по данной теме на уроках

                         Математики

  1. Заключение

Работая над темой исследования, мы пришли к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Избыточный вес ранца увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться плоскостопие. Тяжелый ранец, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает.

Проблема веса школьного портфеля остро стоит во многих странах мира.

При выборе школьного портфеля следует руководствоваться рядом санитарно-гигиенических требований. Лучшим портфелем для школьника является ранец.

Здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей./ Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.- М., 2002.
  2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников./ Сост.: Н.В. Анисимов. Е.А. Карашвили. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. А. Бобырь. Берегите спину.// Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете. – Выпуск №2, с. 17
  4. А. Лопанин. Тяжелая ноша.// Новости медицины – журнал. – Выпуск № 4 2009г.
  5. С. Прокошева. Увесистые знания.//Невское время № 11 2010г.

                                                                               Приложение 1.

Анкета для учащихся.

1. Что Вы предпочитаете:

портфель                 ранец                рюкзак                сумка

2. На что обращаете внимание при покупке портфеля:

рисунок                наличие  карманов                        размер                вес

3. Вы считаете, что Ваш школьный портфель:

тяжёлый                лёгкий                слишком тяжёлый                нормальный

4. Вы всегда носите в школу все необходимые принадлежности?

да                   нет                     иногда

5. Сколько лет Вашему портфелю?

6. Вам нравится Ваш портфель?

да                нет

7. Вы сами выбирали свой портфель в магазине?

да, сам        да, с родителями             нет, родители                нет, это подарок

8. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения

Спасибо за участие в опросе!                                      

                                                                   Приложение 2.

                 ПОСОБИЕ ПО ВЫБОРУ ШКОЛЬНОГО РАНЦА

         Ранец — это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Ортопедическая спинка позволяет распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.

1. Школьный ранец должен быть выполнен из гигиеничного водоотталкивающего лёгкого материала.

2. Для начальной школы лучше всего подходят именно ранцы с жестким корпусом.  

3. Специалисты рекомендуют приобретать лёгкие ранцы (от 500 гр. до 1300 гр.) с твёрдой спинкой и широкими лямками (не уже 35 мм). По санитарным правилам нашей страны школьный ранец вместе со всем содержимым не должен весить больше трёх килограмм.  

4. Следите, чтобы в ранце не было лишних вещей, не нужных в этот день в школе.

5. Ранец должен хорошо держать форму и не деформироваться при укладывании школьных принадлежностей.  

6. Если ранец выбран или используется не правильно, то это может серьезно навредить позвоночнику и осанке школьника.

7. Ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка.

8. Верхний край не должен быть выше плеч, а нижний — ниже бёдер.

9. Следите, чтобы ребёнок носил ранец на спине на обоих плечах, а не на одном.

Хорошо, если часть учебного материала, в котором нет каждодневной необходимости, хранится в классе (пластилин, краски, альбом и пр.)

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

          У хороших ранцев ручка сделана так, что ребенку трудно постоянно носить его в руке: портфель будет висеть под углом. Это лишний стимул надеть его на спину!

         Ортопедическая спинка с мягкими «подушечками» сделана из дышащего материала.

         Светоотражающие полосы и замки: ребенка легко заметить на дороге.

         Лямки не уже 3 — 5 см с мягкими «подушечками» (чтобы не повредить плечи). Должны регулироваться по длине, чтобы ранец можно было надеть и на летнюю, и на зимнюю одежду.

         Жесткая форма ранца (внутри алюминиевая рама). Так тетрадки и учебники не помнутся, равномерно распределятся внутри ранца, и его не будет перекашивать в разные стороны.

                                                                                             Приложение № 3

                          Рекомендации учащимся:

  1. Научитесь правильно собирать ранец (Более тяжёлые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине).
  2. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытаскивать из него ненужные учебники.
  3. При покупке ранца предпочтение отдавайте здоровье  сберегающим моментам, а не декоративным.                              ( Приложение 8.)
  4. Если есть возможность, использовать второй комплект учебников, который будет храниться в школе.
  5. Электронные «игрушки» использовать не только как развлечение на переменах, а как электронную книгу.

Рекомендации родителям учащихся:

  1. Ежедневно помогайте детям (особенно обучающимся в начальной школе) правильно собирать портфель согласно расписанию, следите, чтобы в нём не было лишних вещей.
  1. Тетради и дневники покупайте не в тяжёлых картонных ламинированных, а в облегчённых обложках (в том числе и сам портфель, в зависимости от возраста школьников).
  1. Не покупать тяжёлые портфели, помнить, что вес пустого портфеля не должен превышать 1 кг
  1. При покупке портфеля обращайте внимание на жёсткую спинку с мягкими подушечками и светоотражатели.
  1. Помните, что ширина портфеля не должна превышать ширину плеч ребёнка, верхний край не должен быть выше плеч, а нижний – ниже бёдер, лямки должны быть не уже 3 сантиметров. Если портфель выбран не правильно, то это может серьёзно навредить здоровью.

Рекомендации  педагогам и администрации школы:

    1.        Изыскать возможность в классах для хранения альбомов для

         рисования, красок, принадлежностей для технологии

       и других дополнительных средств обучения, а также сменной

         обуви и спортивной одежды.

  1.  Использовать только те учебники и учебные пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу.
  2.  При составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов. ( Нагрузка должна быть равномерной в различные дни недели).
  3. Разрешить детям использование одного учебника на парту.

     5.        Разрешить использование электронных книг.



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий