Таблица диезных тональностей

Таблица диезных тональностей


Параграф 3. ТОНАЛЬНОСТИ

Стараясь объяснить как можно проще, скажу, что тональность это, как и аккорд, – набор звуков, но не просто набор, а определенный набор. Тональности могут быть 5-ти, 6-ти, 7-и и восьмизвучными. Как и аккорды, тональности имеют свое собственное строение.

Вокруг правильного употребления терминов крутятся множественные споры. Поясню. В данной главе я использую термин «тональность» немного в другом его значении. Определение слова «тональность» звучит следующим образом: Тональность – высота лада (звуковысотность лада). А что такое лад? Лад – это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой. Простыми словами ЛАД – это структура из определенного числа звуков, трафарет, который мы будем накладывать на натуральный звукоряд из двенадцати звуков.

То есть, в данном случае под словом тональность я подразумеваю какой-либо лад имеющий определенную высоту (когда мы знаем, какие звуки содержатся в данной тональности).

Наиболее распространены семизвучные тональности. Из них самые-самые распространенные Мажор и Минор. Оба эти вида имеют свои разновидности, различаемые по названию и строению.

По классике строение тональности показывают в виде последовательности тонов и полутонов вроде: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (формула натурального мажора). Я же, не перебивая свою традицию обозначения, и к тональностям применю метод нумерации звуков, как и в случае с аккордами.

Итак:

Мажор: 1-3-5-6-8-10-12

Минор: 1-3-4-6-8-9-11

Имеются по три разновидности мажора и минора: 1) натуральный мажор/минор, 2) мелодический мажор/минор, 3) гармонический мажор/минор

Стоит упомянуть, что звуки тональности называют ее ступенями и обозначаются римскими цифрами от I до IIX ступени (от тоники до следующей тоники (через октаву)).

Начнем с редко встречающегося и малоиспользуемого Гармонического мажора. Он отличается от натурального мажора понижением шестой ступени гаммы (VI ступень). То есть его формула будет выглядеть так: 1-3-5-6-8-9-12.

Не менее редко встречающийся Мелодический мажор имеет пониженные VI и VII Ступени, что приводит нас к такой вот формуле мелодического мажора: 1-3-5-6-8-9-11.

Натуральный мажорный лад: 1-3-5-6-8-10-12.

Теперь приступим к разновидностям минора:

Натуральный минорный лад имеет строение 1-3-4-6-8-9-11.

Гармонический минор от него отличается VII повышенной ступенью, то есть вот такая формула получается: 1-3-4-6-8-19-12.

А в Мелодическом миноре повышаются сразу VI и VII ступени, но только есть одно НО! Эти ступени повышаются только при восходящем движении, то есть только тогда, когда мелодия идет от нижних звуков к верхним. В обратном же движении мелодический минор ничем не отличается от натурального минора.

Применяя тот же метод, что и при построении аккордов, мы можем выяснить, какие звуки входят в нужные нам тональности. Здесь для очень ленивых я привожу таблицы содержания звуков в натуральных мажорных и минорных тональностях. Для экономии места на странице те звуки, которые должны идти дальше, я переношу по кругу в начало таблицы.

Кстати, обратите внимание, что тональности C dur (До мажор) и A moll имеют набор одних и тех же звуков, только первая начинается со звука До, а вторая со звука Ля. Такое явление в музыке получило название параллельности тональностей. То есть пара тональностей (мажорная и минорная), имеющие одинаковый набор звуков, называются параллельными.

Так что в данной таблице параллельные тональности сгруппированы в пары, так как не имеет смысла рисовать два раза один и тот же набор звуков.

zvuki_in_tonaln01.PNG

А вот табличка, в которой звуки выстроены по ступеням от I до VII. IIX ступень в этом случае является I-й:

zvuki_in_tonaln02.PNG

ОБОЗНАЧЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

При обозначении тональностей используют те же буквенные обозначения звуков, что и для обозначения аккордов. А индекс идет в случае мажора – dur, минора – moll.

Пример: E dur – Ми мажор, F moll – Фа минор и т.п.

ОСОБЕННОСТИ НАЗВАНИЯ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Вы не задумывались, почему некоторые тональности идут в названии с диезом, а некоторые с бемолем? Мне раньше, как новичку, казалось, что, к примеру, тональность До диез мажор и Ре бемоль мажор это одно и то же. С точки зрения названия тоники вроде ничего противоречащего, но на самом деле не по всякому можно называть тональности.

Объясню почему. Это связано с системой именования звуков и системой записи музыки. Как вы помните, свои неповторимые названия имеют лишь семь звуков из двенадцати. Остальные пять звуков имеют производные названия, образованные от основных звуков.

В нотной системе записи музыки существуют только 7 (семь) посадочных мест для звуков (в пределах октавы). По умолчанию, без применения знаков альтерации (диезов и бемолей), это звуки До Ре Ми Фа Соль Ля и Си. Применение знаков альтерации позволяет нам сдвигать некоторые звуки на полтона вверх или вниз, образуя тем самым производные звуки. Но посадочных мест все равно остается семь.

Это можно сравнить с полифонией на синтезаторе. Клавиш (к примеру) на нем 61, а одновременно могут звучать только 16 звуков. Так и здесь одновременно могут использоваться только семь звуков из двенадцати.

Для удобства образования тональности применяют определенный набор знаков альтерации (или диезов или бемолей).

К чему я развел всю эту неудобоваримую кашу? А вот к чему. Возьмем в виде примера тональность Ab dur (Ля бемоль мажор). По формуле мажорной тональности с применением бемолей мы получаем набор звуков Ab – Hb – C – Db – Eb – F – G. Как видите все в порядке. Каждый из семи звуков имеет свое посадочное место, тональность образована выставлением ключевых знаков альтерации.

А теперь взгляните, что получилось бы, если бы мы назвали данную тональность не Ab dur, а G# dur. На первый взгляд ничего страшного, ведь звуки Ab и G# это одно и то же. Но теперь давайте постоим набор звуков с применением диезов. Мы получим вот такой вот набор: G# — A# — H# — C# — D# — E# — G. Ух ты, это еще хорошо что я использовал звук H# вместо C, и звук E# вместо F. Однако обратите внимание на первый и седьмой звуки этого набора. Заметили? Используется одно и то же посадочное место – звука соль. Они дерутся за одно и то же место, когда посадочное место звука F вообще пустует и не используется. Поставим в звуке Соль знак диез, и у нас не окажется звука Соль, а не поставим, не будет Соль диеза. Какой из этого выход? А простой – использовать названия тональностей с теми знаками альтерации, которые не конфликтуют.

Для этого придется запомнить названия тональностей. Вот такая вот симпатичная табличка, сгруппированная по параллельным тональностям:

Эллиот Крэйг.

При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе «Обсуждение сайта».

|К началу|



Источник: all-krage.narod.ru


Добавить комментарий