Синдром нехватки внимания у детей

Синдром нехватки внимания у детей

  

ВВЕДЕНИЕ

Не вызывает сомнений, что последние годы знаменуются ускорением ритма, специфическими изменениями нашего общества, накладывающими отпечаток на все стороны жизни, в том числе и на развитие детей. Все чаще современных детей характеризуют как крайне непоседливых и    беспокойных — и таких «невоспитанных» детей становится все больше и больше. Раньше подобных детей называли «егоза», «юла» и часто наказывали за плохое поведение. Сегодня такой подход не уместен. Многолетние наблюдения педагогов, исследования ученых доказали, что здесь речь идет о каком-то нарушении, за которое нельзя делать морально ответственными ни детей, ни их родителей.

Работая в детском саду компенсирующего вида  все чаще и чаще появляется число детей демонстрирующих трудное поведение, имеющих проблемы невнимательности, импульсивности и  гиперактивности , что является главными симптомами заболевания.

         НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

— не   обращает внимание на детали или делает много мелких ошибок.

— с трудом проявляет внимание.

— часто создается впечатление, что  ребенок не слушает, что ему говорят.

— не всегда может организовать себя.

— часто теряет вещи.

— легко отвлекается на посторонние предметы.

— чрезмерно забывчив

          ИМПУЛЬСИВНОСТЬ    

— выпаливает ответы.

— с трудом дожидается, пока дойдет очередь.

— часто перебивает или мешает другим.

-_непомерно  много говорит.

 

 

    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

— дергает пальцами рук и ног.

— неспокойно сидит на стуле, постоянно крутится.

— с трудом удается сидеть, чаще встает, двигается.

Работать с таким детьми очень сложно, нужно постоянно искать правильный подход. Приходя на работу понимаю настроение ребенка и вижу сможет сегодня заниматься или готов только играть, а если играть то с предметом, а может в ролевую игру? Стараюсь адаптировать игровую ситуацию с настроем самого воспитанника, так чтобы ребенок не только проявил бы

себя, но и усвоил определенные навыки и знания. Для того чтобы подобрать правильные методы и приемы работы с гиперактивными  детьми  нужно знать что же такое синдром дефицита внимания с гиперактивностью? (Далее — СДВГ).

image

                                        Что такое гиперактивность?

“Гипер…” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло в русский язык из латинского “a tivus” и означает “действенный, деятельный”.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в  первые месяцы жизни, и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

                                      Портрет гиперактивного ребенка

Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: “Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов” (1997, с. 228). Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом — они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, — наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое «Я».

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок с синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам.

Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Как выявить гиперактивного ребенка

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Таблица 1. Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка.

 

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Двигательная активность

Постоянно активен

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в группе детского сада или в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком).

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность.

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: “Что делать, если у ребенка выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом все пройдет”.

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

Подробно работа с родителями гиперактивного ребенка описана в соответствующем разделе.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности. Что же такое импульсивность? В психологическом словаре этот термин объясняется так: “Импульсивность — особенность поведения человека (в устойчивых формах — черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все “за” и “против”, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях” (1997, с. 132). Выявить импульсивность можно с помощью анкеты “Признаки импульсивности”, которая рекомендована научно-методической комиссией Министерства образования Украины. Она разработана для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Глава 2.      Методы работы

Диагностика СДВГ

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей подобные нарушения, в каком бы возрасте это не произошло, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка, ведь иногда под маской СДВГ скрываются другие, более тяжелые заболевания. Лучше обратиться в специализированный неврологический центр или на кафедру детской неврологии. Желательно не ограничиваться консультацией, а пройти комплексное обследование, длящееся 2-3 часа.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ предполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

 Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Выделяют три варианта течения СДВГ в зависимости от преобладающих признаков:

1.синдром гиперактивности без дефицита внимания;

  1. синдром дефицита внимания без гиперактивности (чаще наблюдается у девочек — они достаточно спокойные, тихие, «витающие в облаках»);
  2. синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (наиболее распространенный вариант).

Кроме того, выделяют простую и осложненную формы заболевания. Если первая характеризуется только невнимательностью и гиперактивностью, то при второй к этим симптомам присоединяются головные боли, тики, заикание, нарушения сна.

Также синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и вторичным, то есть возникать в результате других заболеваний или как последствие родовых травм и инфекционных поражений ЦНС, например, после перенесенного гриппа.

                                       Особенности лечения СДВГ

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В идеальном варианте ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, ощущать поддержку родителей и их веру в положительный исход лечения. Эта поддержка закрепляет навыки, которые появляются у ребенка в процессе лечения.

Психологические особенности  гиперактивных  детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности. Они должны следить за соблюдением ребенком режима дня (четко регулировать время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять малышу возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Для коррекции поведения можно использовать так называемое, оперантное обуславливание, которое заключается в наказании или поощрении в ответ на поведение ребенка. Совместно с малышом необходимо выработать систему поощрений и наказаний за хорошее и плохое поведение, а также расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада и дома, а затем просить ребенка вслух проговаривать эти правила. Следует также не переутомлять малыша при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. Необходимо исключить или ограничить участие легко возбудимых детей в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так же важен выбор партнеров для игр — желательно, чтобы друзья ребенка были уравновешенными и спокойными.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить — в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Наказания должны следовать за провинностями быстро и незамедлительно, тоесть быть максимально приближенными по времени к неправильному поведению.

Если ребенок действительно болен, то ругать его за гиперактивность не только бесполезно, но и вредно. В таких случаях малыша можно только критиковать. В чем разница между понятиями «ругать» и «критиковать»? Необходимо давать положительную оценку личности ребенка и отрицательную — его поступкам. Как это выглядит на практике? «Ты хороший мальчик, но сейчас ты поступаешь неправильно (конкретно надо сказать, что кроха делает плохо), надо вести себя так…» Ни в коем случае нельзя проводить отрицательное сравнение своего ребенка с другими детьми: «Вася хороший, а ты плохой». Рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр. Необходимо помнить, что завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к стойкой утомляемости ребенка и появлению отвращения к учебе. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения — минимальное количество детей в группе, классе (не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин.) и прочее. 

Радует то, что часть гиперактивных детей «перерастают» свое заболевание, то есть у них в подростковом возрасте исчезают симптомы заболевания. Но у 30-70% детей проявления СДВГ переходят и в подростковый, и во взрослый возраст (особенно, если не заниматься лечением этой патологии).

         Существуют разные возможности лечения. В настоящее время разработан комплекс методов психокоррекции и медикаментозного лечения, который включает в себя ряд мероприятий.                          

Нейропсихологический. С помощью определенного комплекса упражнений ребенок как бы возвращается на предыдущие этапы онтогенеза и у него заново простраиваются те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого эти функции нужно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык или функцию, которая более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Поскольку ребенок вынашивается 9 месяцев, то нейропсихологическая коррекция рассчитана как минимум на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими затратами, при этом отношения между полушариями нормализуются, а энергетика, управление, активное внимание перестраиваются.

Синдромальный.Здесь усилия специалистов направлены на тренировку какой-то отдельной функции мозга. Например, ребенок хочет вести себя в соответствии  с нормами, учиться получать знания. Для этого он должен сидеть спокойно, быть внимательным, слушать и уметь контролировать себя. Такие три трудные задачи одновременно и взрослому человеку трудно порой выполнить. Поэтому ребенку дается интересная деятельность, пусть даже выбранная произвольно. Здесь имеет значение постпроизвольное внимание, ибо, когда мы чем-то заинтересовались, во что-то вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных  затрат. Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ могут просидеть за компьютером очень долго, то это уже совсем другое внимание.

Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть импульсивен, резок но поскольку игра рассчитана на внимание, то тренируется именно эта функция. В последующем тренируется функция сдержанности, ибо ребенок привык отвлекаться. Таким образом, каждая задача решается по мере поступления, что позволяет улучшать каждую функцию по отдельности.

Поведенческая психотерапия. Это очень сложная работа с концентрацией на тех или иных поведенческих шаблонах. Это позволяет либо формировать, либо гасить  их с помощью поощрения, принуждения, вдохновения.

Медикаментозная терапия. Целесообразно сочетать различные виды лечения. Психиатрами или невропатологами проводится классическок лечение (аминокислоты, улучшающие обмен веществ мозга; корковые стимуляторы (ноотропы), улучшающие работу мозга). Лев  Кругляк и Лидия Горячева предлагают блок-схему алгоритма лечения ребенка с СДВГ:

1. Ранняя диагностика.

2. Правильное питание (диета).

          3.Биологически активные добавки.

4. Психотерапия.

5. Гомеопатия.

            6.Анализ результатов.

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия — нет преимущества!

Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус…” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

                            Как играть с гиперактивными детьми

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

 

 

Таблица 2. Игры на тренировку одной функции

 

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

“Найди отличие” “Запрещенное движение”

“Запрещенное движение” “Передай мяч” “Броуновское движение”

Контроль двигательной

“Разговор с руками”

“Море волнуется”

Контроль импульсивности

“Говори!” “Съедобное-несъедобное”

“Съедобное-несъедобное” “Говори!” “Сиамские близнецы” “Слепой и поводырь”

 

Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности. Приведенная таблица 2 может стать отправной точкой, одним из примеров работы по подбору игр. Как видно из таблицы, некоторые игры можно применять и при индивидуальной, и при групповой работе.

Все игры, указанные в таблице (за исключением общеизвестных: “Съедобное-несъедобное”, “Море волнуется…”) описаны ниже.

Таблица 3. Игры на тренировку двух и трех функций.

 

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

“Кричалки — шепталки— молчалки” “Гвалт”

Внимание и контроль двигательной активности

“Колпак мой треугольный” “Расставь посты” “Замри”

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

“Час тишины и час “можно””

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

“Слушай команду” “Слушай хлопки” “Морские волны”

 

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опытучастия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

В таблице 3 приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).

Получив определенные знания о детях с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью педагог будет знать как надо построить свое занятие или подобрать нужные методы и формы работы.

Рекомендации из опыта работы специалистов

— ставьте реальные цели;

— поддержите ребенка в проявлении его способностей;

— ищите у ребенка «остров компетенции»;

— постарайтесь направить кипучую энергию гиперактивного ребенка в нужное русло;

— не оставляйте ребенка в сомнениях;

— помогите детям научиться дружить;

— ищите возможность «кожного контакта»;

— воспитывайте в ребенке самосознание.

                                    Родители-ключ к успеху.

Если в группе есть ребенок с проблемой СДВГ необходимо обязательно подключить к совместной работе родных и близких ребенка. Сделать родителя партнером учебного процесса, чтобы эта работа принесла успех уважаемые, родители и педагоги  должны учитывать некоторые обстоятельства.

— придерживаться плана совместной работы

— следить за режимом дня ребенка.

— принимать участие в различных мероприятиях.

— закреплять полученные знания и умения дома.

— совместно с педагогом участвовать в играх, занятиях.

— поощрять ребенка за совместную деятельность со специалистом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей остается одной из актуальнейших проблем. Несмотря на пристальное внимание ученых и практических специалистов, сегодня еще недостаточно разработаны методы лечения таких детей.

Ведь все дети разные. И потребности у них различные, реагируя на индивидуальные особенности детей, определенная нагрузка лежит на самой личности родителя и педагога, его умения проявлять выдержку, знания, умение адаптироваться в ситуации, творческий потенциал, неукротимую энергию и волю к преодолению пути от ребенка с СДВГ до успешного взрослого. Особенно важно преодолевать этот путь совместно с родителями, врачами,  педагогами и всеми теми, кто заботится о здоровье детей.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лютова Е., Монина Г. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001
  2. Лютова Е., Монина Г. «Шпаргалка для родителей :Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» — СПб.: ООО Издательство «Речь», «ТЦ Сфера», 2002
  3. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — М.: ТЦ Сфера, 2002
  4. Л.Г.Кругляк. Л.А.Горячева  Москва «Миклош» 2010.
  5. Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. Медпрактика-М 2002
  6. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М.,2001
  7. Иванец И.И. Ингерлейб М.Б. Трудный ребенок. Ростов н/Д Феникс,2004
  8. Харланд С. Гиперактивный или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям. СПб.: Весь, 2004 год.
  9. БайярдР.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.:Просвещение,1991.
  10. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.:Просвещение,1986.

                                 По проблеме гиперактивности:

11. «Синдром гиперактивности: причины возникновения и лечение» (Журнал «Счастливые родители»).

12.Синдром дефецита внимания/гиперактивности (Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова).

13.Консультации психологов консультационно-диагностического центра ФППМ ВШК.

 



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий