Приемы стихотворные

Приемы стихотворные


Правила набора стихотворного текста

Особенностью набора стихотворений является выделение стихов и строф с использованием пробельных материалов и композиционных приемов. Каждый стих обычно набирают отдельной строкой, образуя стихотворную строку, а строфы (одна, две, три и более), составляющие логически законченный отрезок поэтической речи, отделяют одну от другой межстрочными пробелами, звездочками чередованием строф втяжкой или тем и другим.

Строки стихов, как правило, меньше формата полосы, поэтому основную массу стихотворных текстов набирают посередине полосы.

Перед началом набора рассчитывают формат стиха и отступа от края полосы до начала строк стиха. Начальные строки стихотворных произведений обычно набираются без абзацного отступа.

Чтобы определить отступ от края полосы, просматривают все стихотворение и устанавливают, какие стихи по формату наиболее характерны для данного произведения и много ли стихов больше или меньше характерных. Затем набирают стих из группы характерных и выключают его посередине формата.

Все стихотворения можно подразделить на:

1) Одномерные равностопные. К ним относятся все стихи (строки), в которых содержится одинаковое число стоп.

2) Двумерные. К ним относятся поэтические произведения, написанные двумя размерами, в которых ритмически чередуются стихи (строки) с разным, но повторяющимся числом стоп.

В двухмерных стихах отступ устанавливается для каждого размера свой.

3) Многомерные. К ним относятся стихотворения, написанные без соблюдения строгого чередования размерности стихов (вольные стихи), в которых встречаются стихи с различным числом стоп. Подобный вид построения строк характерен для басен. В многомерных стихах делают столько разных отступов, сколько в данном произведении различных по размеру стихов. Такой прием позволяет оттенить изменение ритма.

Подобное графическое акцентирование характерно для стихотворных произведений с различной длительностью пауз между частями стихов.

В многомерных стихах отступ устанавливается так же, как и в предыдущем случае, для каждого размера свой. При наборе всего стихотворения или басни у всех стихов с одинаковым числом стоп сохраняются одинаковые отступы. Расчет отступов выполняется и при наборе одномерных стихов.

4) Акцентированные стихотворения можно разделить на ступенчатые, ступенчато-флаговые и смешанные.

В ступенчатых стихах части стихотворной строки располагаются лесенкой в нескольких строках набора, в зависимости от того акцента, который придает стихам автор.

Как видно из примера, начало стихов выравнивается по левому краю, а отрезки, переносимые в следующие строки, равняются по концу предыдущих строк. При ступенчатом расположении стихотворного произведения каждый последующий стих размещается с одинаковым отступом друг относительно друга.

Для ступенчатых стихотворений, где каждый стих (строка) сдвинуты друг относительно друга на одинаковую величину, расчет отступа производится следующим образом: набирают последнюю строку строфы, которая сдвинута вправо дальше всех, добавляют к ней количество кегельных, равное величине, полученной от умножения величины втяжки на число строк в строфе минус одна (первая). Полученную строку выключают посередине формата и отступ доводят до величины, кратной цицеро.

В ступенчатых стихах, расположенных лесенкой, отступ определяют следующим образом: все отрезки стиха, образующие лесенку максимального по ширине размера с учетом подписи автора, набирают в одну строку без пробелов между ними и эту строку выключают посередине формата. Отступ округляют до формата, кратного цицеро.

При флаговом расположении стихотворений части одного стиха размещаются в нескольких строках одинаковым отступом и выравниваются по левой вертикали.

Не зная болезней-недугов,

О смерти не ведали они.

«Всему живому смерть —

Мы сами»,- считали они.

На охоту не выезжали на коне,

Не брали в руки лука и стрел,

Держали как равных при себе

Льва для езды верховой,

Щуку, чтобы рыбу ловить,

Сокола, чтобы на птиц выпускать

В акцентированных стихотворениях отступ определяется только для начала стиха, а все последующие отрезки стихов размещаются в зависимости от вида акцентированного стихотворения или басни.

Для ступенчатых стихотворений, где каждый последующий стих или часть его набирается с отступом, для определения начального отступа набирают расчетную строку, при этом лучше набирать первую строку и части всех последующих строк, выходящих за формат первой строки.

Все указанные приемы расчетов отступов легко выполнять с использованием экрана видеотерминала, важно лишь, чтобы текст выводился полиграфически оформленным, с учетом выбранных параметров набора.

После указанных расчетов ритмизованные тексты набираются так же, как сплош-ной текст, но так как стихотворения выключаются посередине формата (ширины) полосы, нет необходимости в выключке строк. Пробелы между словами равны полукегельной и изменение их (уменьшение или увеличение) допускается только в случае возникновения «коридоров».

Перенос стихов из одной строки в другую нежелателен, так как это нарушает ритм стихотворения. При необходимости переноса слово или несколько слов переносят в следующую строку и выключают в правый край, если нет других указаний.

Бывают случаи, когда стих, содержащий большое число стоп, образует очень длинные строки. Такие стихи делят на два, а иногда на три строчки. По форме такой набор похож на набор двухмерных, а иногда и ступенчатых стихов, но это деление является не акцентированием, а формальным переносом. Переносимые строки в этом случае начинаются со строчной буквы.

Иногда переносимое слово не выделяется в отдельную строку, а помещается в следующей строке, если она короче, и отделяется от стиха, расположенного в этой строке, прямоугольной скобкой.

Числа, встречающиеся в стихах, набираются словами, а не цифрами. Подписи набираются выделительным шрифтом и кеглем, меньшим кегля шрифта стихотворения. Фамилию автора помещают над или под стихотворением и выключают в правый край.

В некоторых стихотворениях на месте заголовка ставят звездочки, которые, как и заголовки, располагаются ближе к тому стихотворению, к которому они относятся, в отличии от разделительных звездочек, которые ставят между строфами на равном расстоянии от них.



Источник: studbooks.net


Добавить комментарий