Интервалы в тональности до мажор

Интервалы в тональности до мажор

 

На основных ступенях натуральных видов мажорного и минорного ладов встречаются только диатонические интервалы (и обе разновидности тритона), причем все они являются взаимообращающимися. Общее количество интервалов с одинаковой ступеневой величиной всегда соответствует количеству основных ступеней лада (7), так как на каждой из них можно построить любой из диатонических интервалов: приму, секунду, терцию, кварту и т. д.

Интервальный состав параллельных тональностей, взятых в натуральном виде, всегда одинаков, только ступени, на каждых строятся те или иные интервалы, будут разными (см. таблицу).

Каждый интервал в условиях определенного лада и конкретной тональности может быть устойчивым и неустойчивым.

Устойчивыми — будут лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только устойчивыми ступенями.

Неустойчивыми — будут все остальные консонирующие интервалы, если они образованы неустойчивыми звуками или хотя бы одним неустойчивым звуком.

Ладовым разрешением называется переход неустойчивых интервалов в устойчивые.

Принцип разрешения неустойчивых интервалов:

а) прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал:

 

Наим-ие интер-ов Основ-е виды интер-ов На каких ступенях встречаются Кол.интервал.дан-го вида
в натуральном мажоре в натуральном миноре
Прима чистая на любой ступени на любой ступени
Секунда малая, большая III, VII I, II, IV, V, VI II, V I, III, IV, VI, VII
Терция малая, большая II, III, VI, VII I, IV, V I, II, IV, V III, VI, VII
Кварта чистая, увелич. (тритон) I, II, III, V, VI, VII IV I, II, III, IV, V, VII VI
Квинта уменш. (тритон), чистая VII I, II, III, IV, V, VI II I, III, IV, V, VI, VII
Секста малая, большая III, VI, VII I, II, IV, V I, II, V III, IV, VI, VII
Септима малая, большая II, III, V, VI, VII I, IV I, II, IV, V, VII III, VI
Октава чистая на любой ступени на любой ступени

 

б) если данный интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший устойчивый звук;

в) одновременное движение голосов может быть параллельным или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами (ч5) и октавами (ч8);

г) учитывать, что II, IV ступени могут разрешаться в 2-х направлениях;

д) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового.

 

Билет№16 Характерные интервалы гармонического мажора и минора.

Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора, образовавшиеся в результате понижения IV ступени мажорного лада. Их всего четыре:

ув.2 и ее обращение — ум.7

ув.5 и ее обращение — ум.4

Характерными их принято называть потому, что они образуются только в гармонических видах мажора и минора.

 

Мажор гармонический обозначение Минор гармонический
VI ув.2 VI
VII ум.7 VII+
III ум.4 VII+
VI ув.5 III

 

Разрешаются: ув.2 — ч4 ув.5 — б6

ум.7 — ч5 ум.4 — м3

В мажоре во всех уменьшенных интервалах пониженная VI ступень является вершиной, а во всех увеличенных — основанием.

В миноре — в увеличенных интервалах повышенная VII ступень является вершиной, а в уменьшенных — основанием.

Образец построения:

VII VI VI III

 

VII+ VI VII III

 

Билет№17 Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.

Тритоны — интервалы, содержащие три тона.

К ним относятся ув.4, и ум.5.

Тритоны являются диссонирующими интервалами, строятся на неустойчивых ступенях лада и требуют разрешения.

 

Мажор Обозначение Минор
Гармонич. Натураль. Натураль. Гармонич.
II VII ум.5 II VII+
VI IV ув.4 VI IV

 

При разрешении звуки ув.4 «расходятся», а при разрешении ум.5 «сужаются».

Разрешаются обычно тритоны в терцию или сексту.

Образец построения:

VII IV II VI

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:



Источник: zdamsam.ru


Добавить комментарий