Формирующий опрос

Формирующий опрос

Формы и параметры опроса

Опрос – это способ получения информации в результате общения исследователя и респондентов в устной или письменной форме. Опрос может иметь три формы: анкетирование, интервью, беседа. Важно отметить, что анкетирование построено по стандартизованной (жесткой, фиксированной), а беседа и интервью – по свободной схеме проведения опроса (рис. 10.1).

Схемы и формы опроса

Рис. 10.1. Схемы и формы опроса

Определения и подробная характеристика анкетирования, беседы и интервью даны ниже в соответствующих главах (см. гл. 11, 12) и глоссарии.

Опросы характеризуются следующим параметрами:

  • • круг опрашиваемых – потребители, предприниматели, эксперты, специалисты;
  • • количество одновременно опрашиваемых – индивидуальный и групповой опрос;
  • • количество вопросов или тем;
  • • частота – одноразовый или многоразовый опрос;
  • • длительность индивидуального или группового опроса;
  • • способ отбора респондентов – случайный или неслучайный;
  • • уровень стандартизации – стандартизованная или свободная схема;
  • • контакт исследователя и респондента – очный и заочный опрос. К заочному опросу следует, например, отнести панельное обследование.

Каналы получения информации

Выделяют следующие основные каналы получения информации в ходе опроса: на дому у респондента, в магазинах, офисах, по телефону, в Интернете, групповое заполнение анкет в специально оборудованном помещении, например после просмотра рекламы, по почте. Отдельно следует упомянуть интерактивный опрос – разновидность опроса, когда сбор информации осуществляется в оперативном режиме от удаленных, рассредоточенных во внешнем пространстве респондентов с применением технических средств связи – телефон, телевидение, радио, Интернет. Характеристика интерактивного мониторинга дана в подразд. 10.4.

К сожалению, несмотря на широкое применение термина «интерактивный опрос», в литературе встречаются различные, часто неконкретные определения, что совершенно неожиданно. Так, иногда ошибочно говорится об интерактивности опроса при проведении фокус-групп. Однако фокус- группы не являются удаленными, а применение средств связи не входит в соответствующую технологию. Следует обратить внимание, что префикс «интер» – словообразовательная единица, встречающаяся в именах прилагательных со значением пространственного признака[1].

Следует иметь в виду одно замечательное свойство интерактивного опроса – возможность получить откровенные ответы на вопросы личного характера от анонимных респондентов. Эта возможность, может быть не всегда осознанно, используется, чтобы получить искренние мнения радиослушателей в прямом эфире в ходе радиопередачи.

Технологии опроса

Укажем на некоторые технологии, техники, способы опроса, которые будут рассматриваться далее относительно подробно по мере изложения материала по анкетированию, интервью и беседе. Это панельное обследование и метод

Некоторые технологии опроса

Рис. 10.2. Некоторые технологии опроса

контрольных групп, глубинное интервью и анализ протокола, групповые дискуссии и фокус-группы (рис. 10.2).

Все перечисленные технологии относительно подробно рассмотрены далее – панель и метод контрольных групп в подразд. 11.4, групповые дискуссии – в подразд. 12.3, фокус-группы – в подразд. 12.4, глубинное интервью и анализ протокола – в подразд. 12.5.



Источник: studme.org


Добавить комментарий