Дети и аккордеон

Дети и аккордеон

Лукина Ирина Леонидовна

Особенности методики работы с детьми на начальном этапе обучения игре на аккордеоне

   Аккордеон – замечательный музыкальный инструмент, который имеет разные сферы бытования – он придает необыкновенную задушевность  своим трогательным тембром при сопровождении песен, может быть ярким и зажигательным воплощением образов современной эстрады в  публичных концертах и различных мероприятиях, или иметь камерное звучание  в качестве инструмента академической сцены с классическим репертуаром. Благодаря  многотембровости инструмента (наличию множества регистров переключения тембра звучания) на аккордеоне можно исполнять очень разнообразный репертуар, который может удовлетворить самого взыскательного слушателя, любящего и интересующегося музыкой.  А налаженная система концертно-конкурсной деятельности становится привлекательной стороной для юных музыкантов при обучении.

    Мой педагогический опыт складывался из личных наблюдений, а также, явился обобщением опыта ведущих педагогов. Несмотря на знакомство с методиками и учебно-методическими пособиями других педагогов, у меня складывается своя собственная система обучения  детей.

   Начальный период обучения длится в течение 2-3 лет, что обусловлено освоением учеником основных простейших навыков игры. На моей практике в основном занятия начинаются с детьми пяти — шести лет.

   Ребенок, приходящий в студию, хочет научиться играть на аккордеоне. Насколько соответствует понятие игра в привычном смысле для юного музыканта? Сидя за инструментом  приходится выполнять очень много задач одновременно —  управлять достаточно сложным музыкальным механизмом, контролировать слухом воспроизводимое звучание, регулировать движения своего тела, а при исполнении по нотам необходимо расшифровывать  нотную  символику. Как справиться с этими задачами не потеряв интереса к своей деятельности и радости от новых знаний?

   Ответ на этот вопрос вижу в правильной трактовке понятия играть, в подаче материала в игровой форме.

   Обычный ребенок  хочет получать радость и удовольствие при обучении и не согласен испытывать страдания ради музыки как искусства в момент учебной работы, чтобы получить достижения в будущем. Поэтому, педагогу следует прилагать усилия для того, чтобы сделать свои уроки  и обучение в целом игрой. Это не означает, что игра не может быть связана с трудом, умственными и физическими усилиями.

   На данный момент не существует общей методики преподавания обучению игре на аккордеоне. Сходство с фортепианной клавиатурой правого полукорпуса аккордеона позволяет опираться на достижения фортепианной методики обучения.

 

   Думаю, что любой педагог, ищущий эффективные методы обучения, должен ознакомиться с методическими рекомендациями великих музыкантов на каких бы инструментах они не играли. В любом случае, можно получить большое пространство для размышления на волнующие вопросы.

    Много интересного содержится в пособии   И. Э. Сафаровой «Игры для организации пианистических движений» (Екатеринбург, 1994). В пособии собраны игры, которые одновременно являются упражнениями на развитие движений и ощущений необходимых  при соприкосновении с инструментом. Упражнения расположены  по мере возрастания сложности и делятся на три группы:

  1. Пальчиковые игры
  2. Игры на крупные движения рук, ног, головы, туловища
  3. Игры на осязание

   Игры-упражнения мы используем с учениками для развития  дифференцированных движений, координации, тонких тактильных ощущений – как в доинструментальный период так и в период работы за инструментом (при появлении технических трудностей). В работу мы берем разные упражнения из всех трех разделов, соответствующие уровню развития ребенка. Часть из них представляет собой модель, по образу которой можно придумывать собственные движения, а другие желательно выполнять точно из-за специфики определенного движения, что указывается в комментарии.

   Много близкого для себя я нахожу в брошюре Г. Хохряковой «ФОРТЕПИАНО: возможно ли обучение без мучения?» (г. Екатеринбург, 1998). Автор  рассуждает о том, как заинтересовать ребенка музыкой и создать благоприятную атмосферу для творчества и музицирования,  а также подчеркивает значение игры для ребенка, считает, что педагог должен придумывать к каждому случаю новую игру.

   В работу также я включаю некоторые упражнения из методической разработки для преподавателей ДМШ Е. В. Климовой «Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка игрового аппарата учащегося-аккордеониста к овладению техническими навыками», которые учат «слушать» и «слышать» свои мышцы, помогают с легкостью осваивать  и способствуют развитию мышечно-суставных ощущений и технических навыков аккордеонистов.  В пособии есть нотное приложение, где к упражнениям добавлены образные веселые детские стишки, что облегчает работу.  Многие из упражнений  заимствованы из сборника Ганона, который пользовался особой популярностью в российских музыкальных учебных заведениях начала XX века («Пианист-виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также лёгкости запястья», 1873).

      Для изучения нотной грамоты я использую пособие —  «Где живут ноты, или веселая нотная азбука» (сл. Н. Френкель, муз. И. Космачева). Можно самостоятельно сделать карточки с каждой нотой и соответствующим стишком отдельно и придумать разные способы работы – выучив ноты показывать карточки вразброс, складывать из карточек полный звукоряд и т.п. Это пособие рассчитано только на изучение нот в скрипичном ключе в пределах одной октавы. Для басового ключа делаются отдельные карточки, которые сопоставляются с карточками нот в скрипичном ключе.

   Далее, мы учим длительности нот, используя рисунок с основными длительностями, и потом приступаем к закреплению нотной грамоты: это работа с рисунком, в котором нужно угадывать, где расположена нота, а где просто какой — то схожий объект; письменное задание на определение правильной записи нот в басовом и скрипичном ключах, и обобщающего характера задание по чтению нот на рисунке «Паровозик» — где ученик должен прочесть каждую ноту и определить ее длительность. Ученики продолжают выполнять задания дальше,  пока хорошо их не запомнят.

   Для достижения воплощения главной цели – осознанного исполнения, убедительного воплощения художественного образа  изучаемого музыкального произведения, выделяю составные части при работе. К примеру: работая над пьесой, уделяем внимание каждой партии в отдельности, отдельно проучиваем сложные места, придумывая ряд упражнений на подобный вид  технических трудностей, следим за красивым и выразительным звуковедением, артикуляцией, в общем, за тем, что наполняет произведение – формой и содержанием.

 

   На начальном этапе особое внимание нужно уделить посадке ученика и постановке инструмента и рук, потому что именно в данный период обучения складываются основные навыки игры, которые бывает очень сложно изменить в дальнейшем на других этапах. Учителю следует постоянно корректировать положение рук и инструмента, следить, чтобы спина во время исполнения была ровной, пальцы были округлыми, рука в запястье не прогибалась, а ноги стояли ровно с опорой на всю стопу; аккордеон стоял на левой ноге и имел опору на правой.

 

   Большое внимание нужно уделить формированию навыков использования рациональной аппликатуры, что тоже важно именно в этот период  как один из основных навыков. Для этого стараемся разобраться  как строится мелодия и как соответственно нужно расставлять аппликатуру: если звуки идут по порядку, то и пальцы ставим так же и т.д.

   Также, очень важно учить бережно относиться к  инструменту, аккуратно брать и ставить его на место только на боковую или нижнюю планку, плавно нажимать регистры, то есть, развивать качества аккуратности и уважения, что тоже очень важно для успешного обучения в дальнейшем, так как мы обращаем внимание на общую культуру исполнителя, на культуру владения инструментом.

   При работе с детьми применяю принцип – от простого к сложному, суть которого заключается в постепенном нарастании сложности изучаемого материала.

   На данном этапе учащиеся  проходят  множество разнохарактерных пьес, в которых знакомятся со штрихами легато и стаккато, с мажорными и минорными аккордами в партии левой руки, которые подбираются для каждого индивидуально в соответствии со способностями и учебной программой.

   Когда пьесы готовы, то ученики участвуют в концертах. Важно, чтобы ребенок не считал возникающие при исполнении запинки чем-то очень ужасным. Нужно объяснить, что ошибки при игре возникают всего лишь из-за того, что у ученика пока еще мало опыта, а выполненный характер пьесы и настроение намного важнее.

   На начальном этапе обучения формируются основы исполнения, отношения к своей деятельности и к музыке, привычка  играть определенным образом, поэтому педагог должен быть очень внимательным во всех сферах изучаемых учеником при контроле выполнения поставленной задачи и не пускать на самотек развитие ребенка во всех изучаемых разделах —    звуковедении, посадке, аппликатуре, постановке рук и т.д.

   Я нахожу много интересного и близкого для себя в  начальном этапе обучения.

     

   

   



Источник: nsportal.ru


Добавить комментарий