Бемоли около нот фа мажор

Бемоли около нот фа мажор

Известно, что тональностей существует 24, по количеству нот в хроматической гамме (12 мажорных и 12 минорных тональностей). Формально (по названиям) их больше, т.к. все тональности могут быть названы энгармонически. Например, До-диез мажор можно записать как Ре-бемоль мажор и т.п., или даже Ре мажор можно представить себе как До-дубль-диез мажор и т.п.

В Википедии можно найти отдельную статью по каждой сколько-нибудь употребимой тональности, с примерами произведений академической музыки в этой тональности, а также с указанием количества знаков при ключе, параллельной и энгармонически равной тональности.

Возникает вопрос, как в каждом конкретном случае правильнее или удобнее назвать или записать тональность знаками при ключе. Например, тональность До-диез мажор будет иметь семь диезов при ключе, а тональность Ре-бемоль мажор — пять бемолей.

Некоторые тональности неупотребимы, вследствие слишком большого количества знаков при ключе. Например, тональность Ре-диез мажор следовало бы записать с девятью знаками при ключе (два дубль-диеза, остальные диезы). Поэтому вместо неё используется Ми-бемоль мажор (три бемоля при ключе).

Список употребимых тональностей есть в Википедии, практически в каждой статье по конкретной тональности (там это называется «Соседние тональности»).

Тональности с семью знаками при ключе малоупотребимы, т.к. семь знаков всегда можно заменить на пять. Например, До-диез мажор (семь диезов при ключе) можно записать как Ре-бемоль мажор (пять бемолей при ключе). Такие тональности (с семью знаками) используются в основном только в специальных циклах по всем тональностям, например, «24 прелюдии и фуги» и т.п.

Тональности с шестью знаками при ключе являются энгармонически равными. Например, Ми-бемоль минор (шесть бемолей) энгармонически равен Ре-диез минору (шесть диезов). С учётом этих пар практически употребимых в музыке тональностей получается 26, а с учётом тональностей с семью знаками — 30.

Единственная хорошо употребимая мажорная тональность со словом «диез» — Фа-диез мажор (шесть диезов при ключе). Единственная хорошо употребимая минорная тональность со словом «бемоль» — Ми-бемоль минор (шесть бемолей при ключе). Т.е. в основном со словом «диез» записываются минорные тональности, а со словом «бемоль» — мажорные.

Теперь немного о логике «переходов» от одной тональности к другой по знакам при ключе и тому подобного.

1) Параллельные тональности не отличаются по знакам.

2) Одноимённые тональности отличаются на три знака, причём мажор лежит на три знака «в сторону диезов» от минора. Например, Ми-минор — один диез, Ми-мажор — четыре диеза. Или: Фа-мажор — один бемоль, Фа-минор — четыре бемоля. Или: Ре-минор — один бемоль, Ре-мажор — два диеза.

3) «Лишний» знак при ключе, появляющийся в тексте как случайный знак, может свидетельствовать об использовании некоего ладового звукоряда. Иногда такие знаки даже выносят к ключу (хотя это, пожалуй, спорный способ записи музыки).

Дорийский лад — шаг в сторону диезов от минора. Например, в дорийском Ми появится «лишний» до-диез, в дорийском Ре появится си-бекар (бемоль при ключе «аннигилировался») и т.п.

Лидийский лад — шаг в сторону диезов от мажора. Например, в лидийском Фа появится си-бекар.

Фригийский лад — шаг в сторону бемолей от минора. Например, во фригийском Ре появится ми-бемоль.

Миксолидийский лад — шаг в сторону бемолей от мажора. Например, в миксолидийском До появится си-бемоль.

4) «Автентический» ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону бемолей. Например, при переходе от До-мажора к Фа-мажору появляется си-бемоль (то же самое при переходе от Ля-минора к Ре-минору). «Плагальный» ход с сохранением наклонения яляется шагом в сторону диезов.

5) Большесекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на два знака в сторону диезов (вниз — в сторону бемолей). Например, при переходе от Соль-мажора к Ля-мажору добавляется два диеза, а при при переходе от Соль-минора к Ля-минору убираются два бемоля.

6) Малосекундовый ход вверх с сохранением наклонения яляется шагом на семь знаков в сторону диезов (вниз — в сторону бемолей). Отсюда, например, неупотребимость тональности Ре-диез мажор (в Ре мажоре уже два диеза, а в Ре-диез мажоре их должно быть девять).

Для удобства нахождения количества знаков альтерации в тональностях с числом знаков более семи полезно помнить, что сумма знаков (диезов и бемолей) в энгармонически равных тональностях всегда равна 12:
— Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор — 6# + 6b
— До-диез мажор и Ре-бемоль мажор — 7# + 5b
— До-бемоль мажор и Си-мажор — 7b + 5#
— Соль-диез мажор и Ля-бемоль мажор — 8# + 4b
— Фа-бемоль мажор и Ми-мажор — 8b + 4#



Источник: m-ludenhoff.livejournal.com


Добавить комментарий